Главная Блоги Размышления вслух

Размышления вслух

Наткнулась в Интернете - захотелось поделиться...
Toby
Мой "алкоголь"?
Людмила В.:
Или зависимость от компа. Я не играю, но могу на минутку залезть в инет и зависнуть на пару часов на всякой ерунде (особенно ближе к ночи, когда контроль видимо ослабевает) или вообще просто зачитаться даже без инета (у меня все книги щас в электронном виде)
С разрешения Людмилы В. разместила этот текст в своем блоге.
Это как раз то, что меня беспокоит в последнее (и очень продолжительное уже) время. И даже не беспокоит, а мучает. Я бы еще добавила, что начинаю смотреть фильмы в интернете - до одури - иногда неплохие, а иногда совершенно пустые (для меня, во всяком случае) сериалы.
Какой-то глубокой цели для меня во всем этом нет. Я знаю, что не стану глупее или менее образованной или хуже, если все это не буду читать или смотреть. Но "первая рюмка"... и не могу остановиться. Потом плачусь Богу, что, вот, опять то же самое. А сама при этом могу в голове прокручивать, какой я могу еще хороший фильмец посмотреть.
Последствия явные и буквально "на лице": я не высыпаюсь, накапливается усталость физическая (причем не такая, как после насыщенного трудового дня, а тупая), не делаю дела, которые накапливаются, "висит" несделанная работа (чувство вины + презрение к себе), нет ощущения хорошо прожитого дня, а, наоборот, чувство, что время уходит в пустоту, как в воронку (или даже смывает в унитазе). Ощущение, что предаю саму себя.
Головой понимаю, что это зависимость (пишу, а сама думаю: а, может, нет? а, может, я преувеличиваю? может, пронесёт?), но признать свое полное бессилие пока не могу. Даю себе обещания (завтра начну жить по-другому), пишу на листочке планы на день, чтобы поставить себе задачи и не отвлекаться, жалуюсь на себя другим... Мне по-прежнему кажется, что это вопрос силы воли или чего-то еще...
Когда муж дома, то это не так ярко проявляется - все-таки дела надо делать: кормить, поить, убираться... А когда одна (муж на даче), то...
В общем, вот так...
Мне как-то в последнее время скучно на «Радуге». Чувствую какую-то искусственность и пустоту. Словно группа не нужна, и только по инерции некоторые еще заходят на собрания и что-то там пишут. Ну, чтобы уж совсем не заглохло. Но как группу я нас не чувствую.
Возможно, это мои внутренние проблемы, и группа здесь не причем. Но осадок остается.
Жизнь на сайте идет своим чередом. Появляются новые записи в личных блогах, myrka аккуратно пишет каждый день на Форуме Ал-Анона, Olga открывает и закрывает собрания, Служебная учетка включает в группу новых членов, но нет этих новых членов на собраниях. Да и старых немного. Уже давно после собрания не возникало желания сохранить текст выступлений в конспект.
Группа болеет? Или это я слишком много хочу от жизни?
Фактически из чувства долга я набираю текст для обсуждения на некоторых собраниях – по решению группы, чтобы проще было высказываться. Но при этом чувствую искусственность и, в каком-то смысле, ненужность своих действий. Нет, конечно, набирая текст, я каждый раз узнаю для себя самой что-то новое, по новому проживаю уже знакомые идеи… И все-таки чего-то не хватает. И мне самой все меньше хочется высказываться на собраниях.
Возникает желание перестать суетиться. Я знаю, что, если группа нужна, она прекрасненько обойдется и без моей суеты и переживаний. И даже без моего в ней участия… Но мне жалко. И есть надежда, что можно все-таки подбросить пару полешек, чтобы костер разгорелся с новой силой.
Не надо делать трагические лица...
Ну, вот, начала писать, теперь не могу остановиться...
Я очень благодарна тем, кто пишет в своих блогах – за мужество, за открытость, за опыт. Часто, оставляя свои комментарии в чужом блоге, я говорю о своем, «наболевшем». Бывает, что отвечая другому, я могу сказать вслух что-то важное о самой себе – то, на что сама по себе я бы не решилась…
Но, чтобы писать самой в своем блоге?... Сразу очень много сомнений. И я, в своей любви к аналитическим процедурам, решила разложить по полочкам все свои заморочки на эту тему. Не знаю, поможет ли это еще кому-нибудь, кроме меня…

Начинаю, по привычке искать везде подвох, с минусов…

Уязвимость, страх открыться.

Когда я пишу о том, что меня волнует, мучает, тревожит, пишу о своих страхах, боли, чувстве вины, о своей нелюбви к себе, я становлюсь открытой для… Вот именно, для чего? Ведь все эти чувства во мне из-за того, что я не принимаю себя. И, соответственно, жду такого же непринятия от других. Я боюсь критики, боюсь непонимания и отвержения, боюсь насмешек (даже неявных, за спиной, в мыслях). А если кто-то, вообще, решит, что все написанное мною, совершеннейшая глупость?

Нечестность

Выходя «на сцену», я хочу выглядеть прилично – т.е. хоть как-то уменьшить вероятность боли и критики. Поэтому начинаю «играть роль» правильно выздоравливающей. Иногда вместо того, чтобы говорить о том, что реально со мной происходит, и что я, на самом деле, чувствую и думаю, я пишу о своих представлениях, о том, как я считаю, должно быть: во мне, в ситуациях, в отношениях. При этом нередко сама начинаю верить в реальность написанного. В самих моих представлениях нет ничего плохого – как и в представлениях другого человека, но у меня есть подозрения, что другие могут принять мои представления за реальность моей жизни и меня, как человека. Хочется быть одновременно и честной и всем нравиться (быть «приятной во всех отношениях»)

Литературное тщеславие

Для меня важно не только то, ЧТО я пишу, но и КАК пишу. Мне хочется, чтобы это было интересно читать, чтобы написано было литературно. И ведь не бескорыстно хочется… Я жду оценку «здорово написано» - пусть не вслух произнесенную, пусть просто как мелькнувшую мысль «Ах, как она славно излагает! Какие глубокие мысли!» (Может, я и утрирую, но, честно говоря, не слишком… ) Получается, что самолюбование вытесняет все остальное, и, начиная писать, я как бы даю пищу своему тщеславию.
Мое тщеславие или жажда одобрения проявляется и потом, когда я начинаю ждать, когда же пойдут отклики - захожу часто на сайт и проверяю, кто и что написал... look Мне самой от себя противно, но, увы, это во мне есть...

Мое мнение, опыт, поддержка, любовь никому не нужны, не интересны

С одной стороны, ловлю себя на том, что хочется высказать по каждому поводу (О! у меня всегда есть, что сказать), а с другой, нередко возникает сомнение о том, нужно ли то, что я пишу, еще кому-нибудь, не глупы ли мои мысли. С самого начала в Ал-Аноне было чувство, что я здесь не совсем по праву: у людей ТАКИЕ проблемы, а у меня муж – выздоравливающий алкоголик – чего, спрашивается, схожу с ума? Что я могу сказать такого, что поможет тем, например, кто живет рядом с активным алкоголизмом? Или кто родился и рос в алкогольной семье? Или у кого алкоголики сын или дочь? Чувствую себя своего рода дилетантом, затесавшимся в ряды профессионалов.

Эти минусы относительные – скорее, это то, не очень приятное, что я о себе узнаю, когда пишу здесь. К тому же и плюсов немало. И, похоже, они все-таки побеждают (если не по количеству, то по «весу»)

Я не одна

Когда я пишу здесь на сайте, в своем блоге, это как «АУ!» в лесу. Это как просьба к другим откликнуться, сказать мне, что я не одна. Конечно, если я пишу, я жду откликов и поддержки. Но даже, если их нет, я все равно знаю, что кто-то обязательно прочитал и теперь понимает, КАК мне сейчас. Но так не бывает, чтобы не было откликов – вдруг оказывается, что в нашем «лесу» очень многолюдно, и ответные «Ау! Мы здесь!» раздаются со всех сторон. Спасибо вам!

Отпустить

Я могу долго-предолго мусолить какую-нибудь проблему в своей голове, вести бесконечные внутренние диалоги (точнее, монологи), взывать к … непонятно к кому (но точно не к Богу) со словами «Доколе же?..». И напряжение будет только нарастать. Но, когда я записываю то, что со мной происходит, я как бы отдаю свою проблему кому-то. Просто выпускаю из рук. Как-то знакомая женщина-психолог предложила мне представить то, что меня тогда мучило, как мячик – и выбросить этот мячик в окно. Так вот, когда я пишу, мне кажется, что я отпускаю свою проблему в небо, как воздушный шарик – пусть летит, кому надо – прочитает, услышит… Мне уже не надо таскать ЭТО вечно с собой, можно заняться теперь чем-то иным.

Возможность увидеть свое отрицание

Я сама себя часто не слышу, прячусь от самой себя, от своих чувств, от своих установок. Боюсь назвать вещи так, как я думаю (как мне кажется, что я думаю) – боюсь своей правды. Но, вот, кто-то другой читает мои слова и видит их так, как они есть – видит то, что я не хочу видеть. Я читаю отклики. Некоторые принимаю сразу, некоторым сопротивляюсь, с некоторыми спорю – но у меня всегда есть возможность их перечитать потом, после размышлений, после молитвы. А потом еще раз. Если я что-то в себе отрицаю, значит, это пока для меня очень болезненно; боль и страх пока перевешивают желание свободы и стремление к честности. Но когда я слышу (читаю): «А, может, это…?» или «Попробуй посмотреть на это вот с такой стороны…» или «Для меня такое состояние означает, что…», то мне как-то легче выглянуть из-за своего «забора» и посмотреть, может, и вправду, это про меня…

Я могу посмотреть на себя саму со стороны

Написанный текст можно перечитать. Сразу же, чтобы проверить ошибки. Или потом – уже в другом состоянии, чтобы вспомнить или проверить себя. Записанные слова обладают какой-то дополнительной силой прояснять ситуацию. К тому же, пока я подбираю подходящее слово, я как бы уточняю, что же именно я чувствую, о чем мне говорят мои чувства.
Затем я могу узнать, что видят за моими словами другие. Это про меня? Да? Нет?

Толчок для размышлений и молитвы

И то, что я пишу, и то, что читаю (ваши отклики), отвечаю на них – все это, обязательно, разворачивает меня к молитвенным размышлениям. Я иногда суечусь и стараюсь побыстрее ответить на отклики – пояснить, уточнить, оправдаться… Но все равно, слова записаны, от них не отмахнешься, они ждут осмысления. И я иду с ним к Богу – как умею…

У меня есть время.

На написанные отклики мне не надо реагировать мгновенно. В обычном разговоре я могу зацепиться за свои и чужие эмоции и уйду в дурацкое выяснение, кто прав – кто виноват. А здесь у меня есть реальная возможность подумать. В первое время я чувствовала потребность реагировать тоже мгновенно, как в пинг-понге. Потом кто-то на сайте упомянул, что не стал сразу комменировать какую-то запись, а отложил на другой день, чтобы прожить с этой мыслью – я запомнила, стала сама себя тормозить (слегка). Мне не надо торопиться (ни в чем) – у меня есть время.

Думаю этот список можно продолжить, но я пока себя исчерпала. И чтобы не врать и не высасывать из пальца, на этом остановлюсь.

PS. В последний раз, когда на меня нахлынула маета на тему «писать или не писать», я вспомнила о молитве о смирении о.Александра Меня. Прочитала – и всё стало на место, пришло спокойствие и принятие ситуации. Можно посмотреть здесь (Наследие. Из молитвенного опыта)
Toby
Бессилие и отчаянье
Вишенка посоветовала написать в личном блоге... Вот, я пишу...
Такая тупость внутри, что даже не могу описать словами свое состояние.
Сказать, что я чувствую сейчас бессилие? Не уверена - бессилие предполагает, что я "сложила оружие" и больше не пытаюсь ни за что сражаться, сижу и жду, что будет дальше... А у меня сейчас состояние опустошенности и одновременно хаоса, в котором есть всё: чувство вины, что я не гожусь ни на что, что не могу помочь ни себе, ни мужу; нежелание принять то, что муж - такой, какой есть, что он воспринимает всё, что у нас происходит совсем по-другому, чем я и так мучительно для меня; опять чувство вины, что я не могу под него подстроиться (а ведь должна...); нежелание, невозможность быть вечно виноватой; знание того, что и муж чувствует себя таким же "вечно виноватым" - из-за меня.
Я не знаю, какой мне быть. А если бы и знала, то как бы я этого достигла? Я не могу измениться сама.
Сомнения в Боге... Головой, все понимаю - и про Его любовь, и про Его заботу обо мне, и о том, что Он не допустит зла, а в сердце - я Ему не нужна, ТАКАЯ... Хочется не быть.
И опять чувство вины от собственной неблагодарности, неумения ценить те потрясающие дары Его любви, которыми Он меня осыпает. Ведь и слова поддержки от Вишенки - это тоже дар Его любви. СПАСИБО!
Когда начинаю задумываться о каких-то действиях или разговоре, то снова страх: ничего путного не получится и будет еще хуже. Лучше забиться в угол и сидеть там, пока...
Простите, что "сливаю". И спасибо, что послушали.
Я все-таки добрела до своего Первого… И мне в нем сейчас очень хорошо и спокойно, и не хочется никуда вылезать, даже во Второй. Но я и не тороплюсь. И этот Первый сейчас – на тему моей собственной болезни. Да, голова еще тянет поразмышлять на тему «Ах, это потому, что он…», но останавливаю ее и себя: «не то, не о том…». Болезнь, моя болезнь, победила меня, я сдаюсь…
Мне хорошо в Первом Шаге. Мне не надо доказывать самой себе, что я уже – охо-хо! – добралась до 8 и 9 Шагов, мне не надо пытаться удержаться в этих Шагах, мне не нужы мои "победы". Я знаю алкоголиков, которые срывались после многих лет трезвости. Я сейчас такой алкоголик. Да, мне стыдно – ведь я же, такая продвинутая, делилась своим опытом выздоровления, и, вот, пожалуйста - довыздоравливалась снова до нуля. Но какое значение стыд имеет в Первом Шаге, если, вообще, полный облом по всем направлениям?
Мне надо начинать все сначала. Я, конечно, вздыхаю и немного грущу, но, в общем, довольно спокойно – это моя жизнь, и мне жить ее дальше. Ловлю себя на том, что пытаюсь вспомнить, как я делала свой первый Первый Шаг? Мол, у меня же есть опыт… Я сейчас повторю, как тогда… И останавливаюсь – мне не надо пытаться повторить, ведь это значит, что я опять хочу контролировать и управлять процессом. Я начинаю все заново.
Меня греет, что вон там, «за дверью», меня ждет Второй Шаг, что у Бога уже припасены для меня и решение и путь. Но я не тороплюсь. Мне хочется побыть здесь еще, отдохнуть перед дальней дорогой. «Дверь» не заперта. Бог рядом.
И опять и снова… Снова меня накрывает состояние под названием «я не справляюсь с жизнью». Это происходит уже какое-то время с разной степенью интенсивности и с некоторыми перерывами.
Есть, вроде бы, внешние причины. Т.е., может и не причины, а внешний фон:
- периодически поднимается артериальное давление (а я в этом состоянии часто впадаю в тоску, неудовлетворенность, раздражительность, озабоченность сегодняшними и будущими тяготами жизни, жалость к себе, нет сил ни на какие действия, кроме «дежурных», …)
- примерно с этого лета у меня стало хуже с ногой, и я с большим трудом могу ходить на улице – тем более, сейчас, зимой. А это значит для меня, что я еще больше стала зависима от мужа физически – от его помощи, т.е. не могу сама ни записаться, ни сходить к врачу, ни ездить на работу, ни выйти в магазин, ни съездить на живую группу (уже не говорю о развлекательно-культурных мероприятиях), ни поехать одной навестить родителей – и эти «не могу» все накапливаются и накапливаются.
Но, что хуже, я опять уткнулась в свою эмоциональную зависимость от мужа.
Я бы, возможно, могла как-то себя организовать на все эти дела – например, с помощью такси или рискнуть потихоньку куда-то выйти самой. Но … у меня наступает паралич от необходимости начинать разговор на эту тему. Страх перед конфликтом. И какие-то мои представления (предубеждения), от которых я пока не в состоянии отказаться.
Я, примерно, догадываюсь, что именно его злит или напрягает в моем «я сама», но мне от этого понимания не легче - переступить через его негативную реакцию я не могу, ведь она оборачивается на меня.
... Я устала сражаться (в основном, мысленно) – и с собой, и с ним. Эта борьба съедает мои силы. Но и сдаться окончательно тоже не получается.
Я каждый раз «бегу» в Первый Шаг, цепляюсь за него, как за спасательный круг. А сегодня я поняла, что Первый Шаг мне не дается. Я произношу внутри все правильные слова, повторяю себе по кругу всё, перед чем я бессильна, напоминаю, что не могу управлять ни собой, ни своей жизнью, молюсь … и через несколько секунд опять ловлю себя на том, что доказываю что-то мысленно или соображаю, что еще можно предпринять или какие слова надо сказать мужу, чтобы … В общем, я бессильна принять Первый Шаг в этой ситуации – и топчусь на подступах к нему.
Сегодня мне помогло то, что все-таки я вовремя осознала связь эмоционального состояния с физическим (и таблетку приняла, и «поделила на восемь» интенсивность своих эмоций) и озвучила мужу свое состояние - «не справляюсь с жизнью» (не раскрывая подробностей). В ответ, в качестве возможного утешения, получила его признание, что его тоже напрягает собственная неспособность вылезти из хронического простудного состояния. Надо сказать, стало полегче – я смогла немножко отключиться от себя, отвлечься от исключительности своих страданий.
И еще сегодня я получила помощь через 11 Шаг. Точнее, вспомнила, что спонсор мне рекомендовала, вместе с моими 8-9 Шагами, читать странички по 11 Шагу. И словно в промозглый серый день выглянуло солнце. Ответа на мой «неподдающийся» Первый не было, но как-то и сам вопрос куда-то делся. До поры, до времени, как я понимаю…

PS У меня (в последнее сколько-то дней) сильные сомнения, надо ли мне писать в своем блоге. Почему – это тема для отдельной записи. Но сегодня я все-таки решила, что надо попробовать…
Может, кому-то пригодится...
"Энергетические конфетки"