Главная Блоги Из Беларуси Мое осмысление поста

Мое осмысление поста

Опубликовано: 4662 дня назад (17 марта 2013)
Если посмотреть церковный устав, то из 365 дней года около 200 являются постными. Эти посты бывают разного уровня строгости, разной периодичности. Для современного человека, делающего первые робкие шаги в Церкви, соблюдение их всех обычно кажется невозможным. В самом деле, боюсь, не так уж и много найдется христиан, которые неукоснительно придерживаются всех этих постов. Я лично - не умею, не получается. С другой стороны, такой порядок, принятый Церковью, не является случайностью. Чтобы понять внутреннюю логику, которая привела к созданию этих правил о постах, и сориентироваться, как применять церковные правила относительно их к своей реальной жизни, попробуем осмыслить, а зачем вообще посты нужны, в чем их смысл.
О постах написано много, и лучше, чем мог бы я. В качестве примера, рекомендую внимательно ознакомиться с книгой протоиерея Александра Шмемана Великий Пост. Там достаточно доступно и одновременно емко раскрывается сама сущность поста, краткая история его развития, предлагается опыт проживания Великого Поста в условиях современной городской цивилизации. Во всяком случае, это одна из лучших книг о посте, какие я читал. Хорошие беседы о посте есть у митрополита Антония Сурожского.
Но выскажу некоторые свои мысли. Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Случайно ли все это разнообразие называется одним словом – пост? Что их объединяет? Ответ несложен. Синонимы слова «пост» - бдение, караул, стража, бодрствование. Об этом хорошо пишет Шмеман в главе «Два значения поста» в вышеупомянутой книге. Я готовлю себя, свое сердце к встрече со Христом, и в этом ожидании стою на страже души, чтобы она не была заполнена чем-то, что может помешать встрече и приятию в себя Его тела и Крови. Я не пускаю внутрь агрессию, раздражение, жадность, ненависть, похоть, чревоугодие, равнодушие и пр. Я отслеживаю имеющиеся во мне грехи и страсти, очищаю себя от них покаянием, чтобы в таинстве исповеди – печати покаяния – освободиться от их груза. А поскольку природа пустоты не терпит – кому-то улыбнуться, с кем-то примириться, сказать «прости» (есть хороший фильм на эту тему: «Прости: грех и покаяние»). Пусть маленькие, но незаметные для других – только для Бога – добрые дела. Меньше шопингов и сериалов, в сторону хобби. Больше – молитв. Молитва – это и есть стояние на посту, открытие себя Богу, общение с Ним не в 3-ем лице, а на «Ты» - как дети с отцом. А это ой-как непросто, особенно поначалу. Учиться жить и действовать в Его присутствии, чтобы сами «мелочи жизни» преображались. Не просто стараться уйти от земных попечений - это невозможно – но учиться воспринимать и их как дар Божий. Ведь и посуду можно мыть с раздражением – отвлекает от молитвы, заполняет жизнь суетой. А можно: «Господи, спасибо Тебе, что есть что мыть, после чего мыть, после кого мыть, и есть кому мыть - я есть, я - как самосознающая личность, как образ Твой!». В конечном, итоге, благодарение – это то, что помогает выйти из своего эгоцентризма, и открывает навстречу подлинной любви. Благодарение – в центре главного богослужения – литургии, и должно быть в центре жизни христианина. И Ал-Анона, кстати, тоже. В благодарении мы учимся принимать себя, семью, таланты и способности, мир – не как саморазумеющуюся данность и самоцель (это и есть грех Адама и Евы – они оторвали себя и мир от Творца, став «потребителями»), а как дар Божий, дар – не за что-то, а просто, по любви. И мы учимся любить Подарившего больше, чем сами подарки. А сами дары учимся использовать для раскрытия своих потенциалов навстречу Богу, для раскрытия в себе Его образа и подобия. Во время поста мы учимся смотреть на мир другими глазами – глазами, где каждая встреча, каждое событие – не случайны. Они даны нам для чего-то. Сами препятствия, скорби – нужны для моего развития, для моего роста (есть хорошее стихотворение на эту тему – «Спасибо всем»). Конечно же, открыть Священное Писание, святоотеческое наследие. Учиться воплощать заповеди Бога в обыденной жизни.
Все это, наверное, и есть пост, ожидаемый от нас Богом. Вся наша жизнь – это школа обучения жизни с Богом и в Боге. И пост – самое благоприятное время для этого. Вот в этом, на мой взгляд, и есть смысл такого количества постов. И, думаю, любой согласится, освобождение себя от действия греховного начала, выход на новый уровень бытия – никак не мешает, а наоборот, способствует активации в этом мире. Что жить, научившись «не поддаваться на провокации», не разрушая себя и других завистью, злобой, унынием (депрессией), раздражительностью, - гораздо радостнее и свободнее. Кстати, по мнению врача-психотерапевта Авдеева, именно грех является основной причиной разнообразных неврозов, депрессии, и связанных с ними множества психосоматических заболеваний (на которые приходится до 40% наших болезней).
Но, поскольку человек целен – дух, душа и тело, поэтому появляется и пост физический. С одной стороны, состояние тела значительно влияет на состояние души, на чувства и эмоции, равно как и обратно. С другой, тело тоже призвано к одухотворению, вхождению в Христово Царство. Христианство проповедует не просто какое-то бессмертие души, но что сама смерть – не-норма, она является нашим врагом, и она будет побеждена – подвигом Христа-Спасителя. Поэтому в центре богослужебного годичного круга и стоит Праздник Пасхи. А ведь именно с телом связаны, прямо или косвенно, практически все наши страсти. Поэтому пост еще – орудие освобождения тела от тирании греха и подчинения его духу, который подчиняется Богу. И тогда человек обретает целостность.
Поэтому физический пост необходим. Другой вопрос, в какой мере его применять. Устав, которым регламентируется пост, является, скорее, образцом, на который мы ориентируемся. Если в общих чертах, то физический пост – воздержание от мясной и молочной продукции и супружеской физической близости. Есть разные степени и этого поста, они отмечаются в церковных календарях. Но применяется он все же в индивидуальном порядке. Есть люди, которые, как говорится, способные обходиться длительное время жестким минимумом в пище, до вечера воздерживаться от пищи, и при этом сохранять бодрость и силы, достаточные для выполнения своих обязанностей и для посещения богослужений. Если же я не позавтракаю – часто мне обеспечена мигрень, лишающая меня работоспособности. И, если мне доводится причащаться, для подстраховки я с собой беру в карман параскофен, чтобы после причастия, в случае необходимости, мог его принять. Кто-то способен обходиться, с Божией помощью, хлебом да овощами, даже без растительного масла. Но если у человека язва желудка, то прием молока (на что следует взять благословение у духовника или у своего приходского священника, отвечающего за христиан, входящих в его приход) будет для него в качестве лекарства, и не вменяется в нарушение поста. А если пережито лечение онкологии, то, возможно, требуется для подкрепления и мясной бульон. Здесь важно найти «золотую середину», чтобы не было поблажки элементарной лени, но не было и выше реальных сил. Не выпячивать свой пост напоказ, но не бояться говорить «нет» и застольям. Последнее, наверное, в наше время, является непростым вопросом. Слишком много у нас разных поводов для них, и с непривычки трудно быть «белой вороной». Впрочем, по мере воцерковления, круг общения и друзей в той или иной степени будет меняться. Многое из того, что нас объединяло, для нас станет попросту неинтересным, пустым. Равно как и для людей «мира сего» наши интересы их не совершенно не трогают. И этот «синдром отмены» надо пережить. Но, вот, возьмем, к примеру, теоретический случай, который часто бывает в нашей жизни в разных формах. Человек первый раз в жизни, недавно только придя осознанно в Церковь, набрался решимости соблюсти, к примеру, Великий Пост. А тут как раз у непосредственного руководителя, с которым важно беречь сложившиеся хорошие отношения, день рождения, и он приглашает весь коллектив – такие банкеты, в неформальной обстановке, помогают чувствовать себя одной командой. И не пойти – крайне нежелательно. И для дела нужно, и дружеские отношения беречь, чтобы «тень» не пробегала… Пойти, и почти ничего не есть, жестко перебирая пищу - тоже неадкватно. Просто «есть и пить» как все – пост нарушится. Что делать? Не знаю, но мое мнение такое. Наверное, насколько возможно, все-таки надо избегать в посты такие застолья. Если нельзя прямо объяснить – не хватает духу – на самом деле, можно придумать повод отказаться, который будет принят, но который не будет совершенной ложью. А если все же не получается найти – пойти. Умеренно принять участие, не теряя, однако самодисциплины, не набивая до предела желудок, и спиртное употребляя очень умеренно, «по глоточкам» (имею в виду, для не-алкоглезависимых). Немного взяли то, немного другого… «О, мой любимый салат О’ливье! Как мне его хочется! Та-а-ак, сейчас наберу себе… Стоп! Господи, ради Тебя откажусь!»... Вроде бы, со стороны, мелочь. Кстати, никто, наверное, при обилии стола, и не заметит. А для меня, поскольку это самое любимое в жизни блюдо, этот отказ будет реальным подвигом, преодолением «хотелки». И, на данный момент, это действительно может оказаться для меня постом – воздержание от продукта, без которого можно свободно обойтись, но которого очень хочется. И не ради «диеты», а ради подчинения своих чувственных желаний духу, а духа – Богу. А для ребенка лет семи постом может быть «просто» отказ от мороженого или «Кока-Колы» в жаркую погоду. Если это он сделает не потому, что «пап-мама запретили», а из свободного выбора ради «Боженьки» - это для него будет лучшим постом, чем строгий пост, требуемый родителями. А поскольку ему расти и учиться – да, конечно, молочные, рыбные продукты ему нужны. Может, даже, порой – умеренно – и мясо.
По силам нам исполнять посты таким образом? Думаю, что да. Польза будет? Несомненно. А когда появится опыт, можно будет поститься и построже.
Еще бы самому научиться так поститься. Буду пробовать.

Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намерено вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
СПАСИБО ВАМ за всё за ЭТО,
Ну, что б мы делали без ВАС!

Автор стихов - некая Наталья Дроздова
Редактировалось: 2 раза — последний 15 декабря 2025
Комментарии (5)