Если посмотреть церковный устав, то из 365 дней года около 200 являются постными. Эти посты бывают разного уровня строгости, разной периодичности. Для современного человека, делающего первые робкие шаги в Церкви, соблюдение их всех обычно кажется невозможным. В самом деле, боюсь, не так уж и много найдется христиан, которые неукоснительно придерживаются всех этих постов. Я лично - не умею, не получается. С другой стороны, такой порядок, принятый Церковью, не является случайностью. Чтобы понять внутреннюю логику, которая привела к созданию этих правил о постах, и сориентироваться, как применять церковные правила относительно их к своей реальной жизни, попробуем осмыслить, а зачем вообще посты нужны, в чем их смысл.
О постах написано много, и лучше, чем мог бы я. В качестве примера, рекомендую внимательно ознакомиться с книгой протоиерея Александра Шмемана
Великий Пост. Там достаточно доступно и одновременно емко раскрывается сама сущность поста, краткая история его развития, предлагается опыт проживания Великого Поста в условиях современной городской цивилизации. Во всяком случае, это одна из лучших книг о посте, какие я читал. Хорошие беседы о посте есть у митрополита Антония Сурожского.
Но выскажу некоторые свои мысли. Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты. Случайно ли все это разнообразие называется одним словом – пост? Что их объединяет? Ответ несложен. Синонимы слова «пост» - бдение, караул, стража, бодрствование. Об этом хорошо пишет Шмеман в главе «Два значения поста» в вышеупомянутой книге. Я готовлю себя, свое сердце к встрече со Христом, и в этом ожидании стою на страже души, чтобы она не была заполнена чем-то, что может помешать встрече и приятию в себя Его тела и Крови. Я не пускаю внутрь агрессию, раздражение, жадность, ненависть, похоть, чревоугодие, равнодушие и пр. Я отслеживаю имеющиеся во мне грехи и страсти, очищаю себя от них покаянием, чтобы в таинстве исповеди – печати покаяния – освободиться от их груза. А поскольку природа пустоты не терпит – кому-то улыбнуться, с кем-то примириться, сказать «прости» (
есть хороший фильм на эту тему: «Прости: грех и покаяние»). Пусть маленькие, но незаметные для других – только для Бога – добрые дела. Меньше шопингов и сериалов, в сторону хобби. Больше – молитв. Молитва – это и есть стояние на посту, открытие себя Богу, общение с Ним не в 3-ем лице, а на «Ты» - как дети с отцом. А это ой-как непросто, особенно поначалу. Учиться жить и действовать в Его присутствии, чтобы сами «мелочи жизни» преображались. Не просто стараться уйти от земных попечений - это невозможно – но учиться воспринимать и их как дар Божий. Ведь и посуду можно мыть с раздражением – отвлекает от молитвы, заполняет жизнь суетой. А можно: «Господи, спасибо Тебе, что есть что мыть, после чего мыть, после кого мыть, и есть кому мыть - я есть, я - как самосознающая личность, как образ Твой!». В конечном, итоге, благодарение – это то, что помогает выйти из своего эгоцентризма, и открывает навстречу подлинной любви. Благодарение – в центре главного богослужения – литургии, и должно быть в центре жизни христианина. И Ал-Анона, кстати, тоже. В благодарении мы учимся принимать себя, семью, таланты и способности, мир – не как саморазумеющуюся данность и самоцель (это и есть грех Адама и Евы – они оторвали себя и мир от Творца, став «потребителями»), а как дар Божий, дар – не за что-то, а просто, по любви. И мы учимся любить Подарившего больше, чем сами подарки. А сами дары учимся использовать для раскрытия своих потенциалов навстречу Богу, для раскрытия в себе Его образа и подобия. Во время поста мы учимся смотреть на мир другими глазами – глазами, где каждая встреча, каждое событие – не случайны. Они даны нам для чего-то. Сами препятствия, скорби – нужны для моего развития, для моего роста (
есть хорошее стихотворение на эту тему – «Спасибо всем»). Конечно же, открыть Священное Писание, святоотеческое наследие. Учиться воплощать заповеди Бога в обыденной жизни.
Все это, наверное, и есть пост, ожидаемый от нас Богом. Вся наша жизнь – это школа обучения жизни с Богом и в Боге. И пост – самое благоприятное время для этого. Вот в этом, на мой взгляд, и есть смысл такого количества постов. И, думаю, любой согласится, освобождение себя от действия греховного начала, выход на новый уровень бытия – никак не мешает, а наоборот, способствует активации в этом мире. Что жить, научившись «не поддаваться на провокации», не разрушая себя и других завистью, злобой, унынием (депрессией), раздражительностью, - гораздо радостнее и свободнее. Кстати, по мнению врача-психотерапевта Авдеева, именно грех является основной причиной разнообразных неврозов, депрессии, и связанных с ними множества психосоматических заболеваний (на которые приходится до 40% наших болезней).
Но, поскольку человек целен – дух, душа и тело, поэтому появляется и пост физический. С одной стороны, состояние тела значительно влияет на состояние души, на чувства и эмоции, равно как и обратно. С другой, тело тоже призвано к одухотворению, вхождению в Христово Царство. Христианство проповедует не просто какое-то бессмертие души, но что сама смерть – не-норма, она является нашим врагом, и она будет побеждена – подвигом Христа-Спасителя. Поэтому в центре богослужебного годичного круга и стоит Праздник Пасхи. А ведь именно с телом связаны, прямо или косвенно, практически все наши страсти. Поэтому пост еще – орудие освобождения тела от тирании греха и подчинения его духу, который подчиняется Богу. И тогда человек обретает целостность.
Поэтому физический пост необходим. Другой вопрос, в какой мере его применять. Устав, которым регламентируется пост, является, скорее, образцом, на который мы ориентируемся. Если в общих чертах, то физический пост – воздержание от мясной и молочной продукции и супружеской физической близости. Есть разные степени и этого поста, они отмечаются в церковных календарях. Но применяется он все же в индивидуальном порядке. Есть люди, которые, как говорится, способные обходиться длительное время жестким минимумом в пище, до вечера воздерживаться от пищи, и при этом сохранять бодрость и силы, достаточные для выполнения своих обязанностей и для посещения богослужений. Если же я не позавтракаю – часто мне обеспечена мигрень, лишающая меня работоспособности. И, если мне доводится причащаться, для подстраховки я с собой беру в карман параскофен, чтобы после причастия, в случае необходимости, мог его принять. Кто-то способен обходиться, с Божией помощью, хлебом да овощами, даже без растительного масла. Но если у человека язва желудка, то прием молока (на что следует взять благословение у духовника или у своего приходского священника, отвечающего за христиан, входящих в его приход) будет для него в качестве лекарства, и не вменяется в нарушение поста. А если пережито лечение онкологии, то, возможно, требуется для подкрепления и мясной бульон. Здесь важно найти «золотую середину», чтобы не было поблажки элементарной лени, но не было и выше реальных сил. Не выпячивать свой пост напоказ, но не бояться говорить «нет» и застольям. Последнее, наверное, в наше время, является непростым вопросом. Слишком много у нас разных поводов для них, и с непривычки трудно быть «белой вороной». Впрочем, по мере воцерковления, круг общения и друзей в той или иной степени будет меняться. Многое из того, что нас объединяло, для нас станет попросту неинтересным, пустым. Равно как и для людей «мира сего» наши интересы их не совершенно не трогают. И этот «синдром отмены» надо пережить. Но, вот, возьмем, к примеру, теоретический случай, который часто бывает в нашей жизни в разных формах. Человек первый раз в жизни, недавно только придя осознанно в Церковь, набрался решимости соблюсти, к примеру, Великий Пост. А тут как раз у непосредственного руководителя, с которым важно беречь сложившиеся хорошие отношения, день рождения, и он приглашает весь коллектив – такие банкеты, в неформальной обстановке, помогают чувствовать себя одной командой. И не пойти – крайне нежелательно. И для дела нужно, и дружеские отношения беречь, чтобы «тень» не пробегала… Пойти, и почти ничего не есть, жестко перебирая пищу - тоже неадкватно. Просто «есть и пить» как все – пост нарушится. Что делать? Не знаю, но мое мнение такое. Наверное, насколько возможно, все-таки надо избегать в посты такие застолья. Если нельзя прямо объяснить – не хватает духу – на самом деле, можно придумать повод отказаться, который будет принят, но который не будет совершенной ложью. А если все же не получается найти – пойти. Умеренно принять участие, не теряя, однако самодисциплины, не набивая до предела желудок, и спиртное употребляя очень умеренно, «по глоточкам» (имею в виду, для не-алкоглезависимых). Немного взяли то, немного другого… «О, мой любимый салат О’ливье! Как мне его хочется! Та-а-ак, сейчас наберу себе… Стоп! Господи, ради Тебя откажусь!»... Вроде бы, со стороны, мелочь. Кстати, никто, наверное, при обилии стола, и не заметит. А для меня, поскольку это самое любимое в жизни блюдо, этот отказ будет реальным подвигом, преодолением «хотелки». И, на данный момент, это действительно может оказаться для меня постом – воздержание от продукта, без которого можно свободно обойтись, но которого очень хочется. И не ради «диеты», а ради подчинения своих чувственных желаний духу, а духа – Богу. А для ребенка лет семи постом может быть «просто» отказ от мороженого или «Кока-Колы» в жаркую погоду. Если это он сделает не потому, что «пап-мама запретили», а из свободного выбора ради «Боженьки» - это для него будет лучшим постом, чем строгий пост, требуемый родителями. А поскольку ему расти и учиться – да, конечно, молочные, рыбные продукты ему нужны. Может, даже, порой – умеренно – и мясо.
По силам нам исполнять посты таким образом? Думаю, что да. Польза будет? Несомненно. А когда появится опыт, можно будет поститься и построже.
Еще бы самому научиться так поститься. Буду пробовать.
Спасибо всем, кто нам мешает,
Кто нам намерено вредит,
Кто наши планы разрушает,
И нас обидеть норовит!
О, если б только эти люди
Могли понять, какую роль
Они играют в наших судьбах,
Нам причиняя эту боль!
Душа, не знавшая потери,
Душа, не знавшая обид,
Чем счастье в жизни будет мерить?
Прощенья радость с чем сравнит?
Ну, как мудреть и развиваться
Без этих добрых злых людей?
Из ими созданных препятствий
Возникнут тысячи идей,
Наполненных добром и светом!
И повторю я им сто раз:
СПАСИБО ВАМ за всё за ЭТО,
Ну, что б мы делали без ВАС!
Автор стихов - некая Наталья Дроздова