О Новом Годе

Опубликовано: 137 дней назад (16 декабря 2023)
Я вырос в советское время. И Новый Год стал значимым праздником. Сейчас - уже не так, как ранее. Но все же - не будний день. Вот и родились мысли относительно его содержания.
Излагаю их для тех, кто в силу, скажем так, историко-культурных обстоятельств, тоже привык к праздованию Нового Года, в чьей семье это важно (ради детей, к примеру), кто не готов отказаться от этого празднования, но при этом смущается - а как же христианский православный пост?
В истории есть примеры, как христианство воцерковляло, в смысле - наполняло новым содержанием - языческие праздники. Так было и с выбором даты Рождества Христова (это достаточно известная история, и не буду на ней останавливаться). Что-то вроде этого можно сделать и с данным "советским праздником". За неделю до Пасхи есть праздник Входа Господня в Иерусалим, и потом, изо дня в день, через всю Страстную Седмицу, внимаем и следуем за событиями этих дней. Подобно этому, начиная с 1 Января, богослужебные тексты сосредотачиваются на пути в Вифлеем Святого Семейства, звезды и руководимой ею волхвов. А также на "предчувствии" реакции Ирода и последовавщими событиями (эти тексты явно написаны, в какой-то мере, по аналогии с богослужением Страстной). И, в таком случае, можно действительно праздновать - не языческую вакханалию, а начало наступления подлинно Нового Года, точнее - Новой Эры, "обновления творения", по выражению церковных служб - ибо Господь уже идет родиться и принести новую жизнь. Таким образом, Новый Год приобретет христианский смысл.
А пока - во многих храмах в эту ночь служится литургия и/или Новогодний молебен. И эта практика вполне поддерживается священноначалием. В ряде приходов и общин - устраиваются после ночной службы трапезы всей общиной - скромные, но вполне праздничные по духу. За уставной службой в этот день "Богослужебными указаниями" допускаются вставки из службы на 1-ое сентября (Церковное Новолетие). Т. е., первые шаги к христианизации этого гражданского праздника уже сделаны. Для тех, разумеется, кто в самом деле хочет быть христианином, и не номинальным.
Комментарии (1)