Главная Статьи Анонимные сообщества - взгляд специалиста и христианина

Анонимные сообщества - взгляд специалиста и христианина

6 августа 2014 - Евномий
Анонимные сообщества - взгляд специалиста и христианина

 Данная публикация была  подготовлена мною в качестве сотрудника  православно-ориентированного центра реабилитации  лиц с наркотической и алкогольной зависимостью. Адресат публикации –  священнослужители и верующие Православной Церкви, и  потому она носит религиозный отпечаток. На Форресте я его размещаю, как дополнение к уже опубликованному материалу для предполагаемой брошюры «Православным христианам об Ал-Анон». 

 

            В сфере церковной печатной и видеопродукции, тема алкоголизма, как и других зависимостей, – занимает менее одного процента. В учебных заведениях Церкви о ней также – практически полное молчание. Потому большинство православных священнослужителей и  христиан имеют самое смутное представление о природе заболевания, о его сложности. И практически ничего – о существующих направлениях по оказанию помощи зависимым и их близким. Не исключение – и  дятельность сообществ взаимопомощи, таких как Анонимные Алкоголики (АА), родственников и друзей алкоголиков Ал-Анон, Анонимные Наркоманы (АН) и других. Поэтому понятно, что, когда члены данных содружеств приходят в православный храм с просьбой предоставить им помещение для собраний и оказать поддержку через информирование заинтересованных лиц среди прихожан, они сталкиваются с элементарным непониманием:

·          Во-первых, а зачем эти группы вообще нужны; 

·          Во-вторых – когда выясняется, что сообщества не принадлежат конфессиям, но при  этом говорят о Боге, «как мы Его понимали» — не являются ли они сектой. 

Если же все-таки кто-то из прихожан(ок) – по чьей-то рекомендации – и попадают на группу, то нередко (это, в основном, касается верующих женщин – родственников алкоголиков) они ожидают, что там будут какие-то молитвы, молебны, отчитки или что-то в этом роде. Вместо же этого – какие-то разговоры со странными ритуалами, типа зажженной свечи и взятия за руки. «Как это  может помочь моему мужу (сыну), и не секта ли это?» — возникает у них вопрос. А если в данной группе и в самом деле, как местами бывает, вся «работа» сводится только к разговорам и жалению себя перед другими – отторжение у новичка будет устойчивым… 

Цель данной публикации – представить принципы работы и жизни сообществ служителям Церкви и тем православным христианам, которые соприкасаются  с проблемой алкоголизма в рамках своего церковного служения или в своей семье. Речь будет идти о сообществах АА и Ал-Анон, как наиболее знакомых для меня.<o:p></o:p>

Я не уполномочен выступать от их имени, и отражаю только свое личное понимание их деятельности. Данный очерк вытекает из детального изучения внутренней литературы сообществ и активного сотрудничества с ними на протяжении нескольких лет.   

Основой, с которой знакомится новичок, придя в сообщество, – является так называемая программа духовно-личностного развития «12 шагов». Вот эти шаги. 

 1. Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой. 

 2. Пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы, может вернуть нам здравомыслие. 

 3. Приняли решение препоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали. 

 4. Глубоко и бесстрашно оценили себя и свою жизнь с нравственной точки зрения. 

 5. Признали перед Богом, собой и каким-либо другим человеком истинную природу наших заблуждений. 

 6. Полностью подготовили себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех наших недостатков. 

 7. Смиренно просили Его исправить наши изъяны. 

 8. Составили список всех тех людей, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. 

 9. Лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому. 

 10. Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это. 

 11. Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали Его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого. 

 12. Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах. 

 При поверхностном изучении программы «12 шагов» у ищущего помощи в своей беде читателя может сложиться иллюзия: «Да я уже половину шагов и так сделал(а), а на остальную половину мне еще две недели понадобится. И эти анонимные группы мне для этого не нужны». Но когда тот же читатель слышит об опыте работы по шагам от членов сообщества, в группе — тогда он сам улыбается своей наивности, понимая, сколько впереди труда, и как непросто даются эти шаги, особенно первые, несмотря на их простоту. 

 Сложность принятия программы — в ее направленности на внутренний мир человека и необходимости отдавать ей время. Семейная болезнь алкоголизма проявляется в ежедневных делах, поведенческих реакциях, мыслях, чувствах, отражается на религиозной сфере, искажая ее. Поэтому и программа требует применения в ежедневной жизни, во всех ее сферах. А для этого необходимы постоянные наблюдение за собой и анализ своего опыта. Очень полезно и даже нужно делиться достижениями и неудачами с другими, находящимися в этой же программе, изучать литературу сообщества, в которой отражается богатейший опыт членов других групп. А ведь мы, в большинстве своем, не привыкли к внутренней работе и даже часто не имеем о ней понятия. Это как в Церкви: можно научиться постам, чтению святоотеческой литературы, знать наизусть вечерние и утренние молитвы – но при этом совершенно не уметь справляться с раздражительностью, гневливостью, желанием посудачить. Вместо реального прощения — научиться подавлять и прятать от самих себя  имеющиеся обиды, которые будут, в тайниках души, разрушать человека. Регулярно исповедоваться — и давно забыть радость подлинного, очищающего покаяния. Почему? Внешнее — всегда легче. А наша цивилизация направлена на то, чтобы делать нас экстравертами, нацеленными на внешнюю среду, без всякого знания внутреннего мира и духовных законов. И в этом плане духовный опыт православия и опыт сообществ очень похожи, ибо поворачивают человека к собственному сердцу, учат, как обрести цель-ность, целост-ность ума и сердца. 

 

Относительно соотношения программы с православием можно сказать и больше. Программу «12 шагов» можно воспринимать как приводной механизм, помогающий понять законы Евангелия, опыт отцов Церкви – человеку, воспитанному в отрыве от религиозной культуры и с больным, на почве алкоголизма или вовлеченности в алкоголизм близкого, мышлением — и применять затем в повседневности. Иными словами, программу можно назвать мостиком в Церковь. 

Коренное отличие: программа не может привести к обо́жению, к тому Царствию Христову, которое, по словам Писания, «внутрь вас есть»,  и которое в полноте явится в Его Второе Пришествие. Но это и не является задачей программы. Она принадлежит земной плоскости и только может приготовить человека к поиску Вертикали, указать на ее существование — но сама Вертикаль вне ее. Если глубже вчитаться в программу — она вся призывает перерасти ее и идти дальше. Она пробуждает религиозную жажду (у тех, кто способен ее почувствовать) — жажду Бога. Но дальше — это путь религии. А умение быть честным, опыт самоанализа и критики, которым обучает программа, помогут в религиозной сфере делать меньше ошибок и быстрее выбираться из заблуждений, которых так много в наших представлениях о православии. Для тех, кто воспитан в атеистическом, агностическом и оккультном окружении, — это немало. 

 

Попробую вкратце изложить основу программы. 

Зависимость, по выражению выздоравливающих алкоголиков, — «бунт своеволия». Формируется противопоставление себя окружающему миру, который видится в черно-белых красках, без переходных тонов. Все должно вращаться вокруг меня. Есть два мнения — «мое» и «неправильное». «Я пью — потому что…» (далее перечисление причин, по которым выходит, что виновны все, кроме самого алкоголика). И даже когда человек осознает свою зависимость, своеволие продолжает действовать — «я сам справлюсь». Это и есть проявление Адамового греха в нас — «будете как боги». Поэтому так труден и так необходим первый шаг: признать — и принять (не только умом, а всем нутром) свое бессилие перед алкоголем (наркотиками), что жизнь давно стала неуправляемой, и все внутри и вокруг вышло из-под контроля: «Мы признали свое бессилие перед алкоголем, признали, что мы потеряли контроль над собой». 

То же можно сказать о первом шаге для близких зависимого. Они многие годы приносили в жертву ради больного алкоголизмом время, здоровье, финансы, социальные интересы и контакты, все свое внимание. Они же чувствовали себя мучениками, спасателями: «Он без моих забот пропадет!..» И теперь признать и принять, что на самом деле они так же бессильны, как и зависимый? Немалый удар по ощущению «незаменимости» и «нужности». Но если честно посмотреть на ситуацию — их собственная жизнь, как и зависимого, давно потеряла контроль, их эмоции и реакции стали неуправляемыми, и они превращаются — или уже превратились — в придаток к болезни. И только с полного осознания и принятия этого факта возможен старт к новой жизни. 

Да, этот шаг говорит о добродетели смирения. О необходимости перестать считать себя «готовыми бороться до конца». Если я не перестану уповать на «я сам(а)», то и не смогу, признав поражение, обратиться — по-настоящему — за помощью. Если еще остается надежда, что «сами справимся» или «само как-нибудь остановится» — я не смогу по-настоящему открыться для Бога.<o:p></o:p>

Это созвучно христианству. Я не могу сам победить грех и его последствия (смерть). И потому мне нужен Спаситель. Не наставник или учитель нравственности, а именно — Спаситель. Но для того чтобы я принял Спасителя, я сначала должен осознать, что смертельно болен грехом. А если —  я «не грабил, не убивал, живу как все» и вообще, более-менее порядочный человек, — я могу принять Христа как учителя древности, как Бога даже… Но не как Спасителя. Зачем меня спасать, если я не чувствую себя тонущим? Потому и наследуют царство Христово нищие духом — те, кто знает о себе, что они падшие, и потому жаждут спасения. 

Именно осознание невозможности своими силами «выкарабкаться» – позволяет человеку, выросшему в безрелигиозной или фомально-обрядовой православной среде,  обратить свой взор в Небо. Он еще может не знать, какой Он — Бог. Но сердце — зовет. А в сообществе он встречает людей, которые уже проделали определенный путь, и которые говорят про себя, что «не я — бог», но есть Сила выше нас, Которая может нам вернуть потерянное здравомыслие (трезвое восприятие реалий, без чего невозможен духовный рост) и целостность жизни (второй шаг). Каждый постигает эту Силу в данной ему мере. Но в программе однозначно говорится, что это — Личность, способная принять наши молитвы и готовая выйти нам навстречу. Новичок видит те изменения, что произошли и происходят в жизни этих людей, — и приходит понимание: то, что они говорят — правда. «И пусть я еще не знаю, что это за Сила, но Ее стоит принять, Ей стоит довериться». Так человек выходит из своего «панциря» и постепенно открывается Солнцу. И тогда — он видит, как и его касаются преображающие лучи. Это укрепляет его доверие Высшей Силе, Которую теперь он смело может назвать Богом, Которому учится препоручать свою волю и жизнь. 

 Препоручение воли (третий шаг) — важный момент. Начавшие выздоравливать зависимые, как и члены их семей, убедились на личном опыте, что их воля не просто больна, — она стала инструментом в руках болезни. Поэтому любая попытка выздоравливать «силой воли» — только самообман. И нужно учиться отрекаться от нее, подчиняя себя совершенной и благой воле любящего Бога. Так программа вплотную подводит к Евангелию — «отвергнись себя … и следуй за Мною»; «Сами себя и весь живот (жизнь) наш Христу Богу предадим». 

 А дальше начинается кропотливая работа над собой. У зависимого, за годы употребления, накопилось немало преступлений против ближних и собственной совести. Чувства вины и стыда порой было настолько сильны, что хотелось отключить свое сознание, уйти от себя — через продолжение употребления и, следовательно, продолжая вновь переступать через совесть и через боль близких. Взглянуть на все эти «завалы» страшно. Потому только теперь, когда пришло сознание, что он не одинок, и что есть Бог, Любовь Которого выше грехов, и нет грехов, которые нельзя простить — можно, опираясь на Его помощь и поддержку друзей в группе, честно заглянуть в свою душу, заняться анализом своей жизни и характера, и начать работу по восстановлению своей личности. При этом зависимые и члены семьи часто обнаруживают, что алкоголь на самом деле — всего лишь надводная часть айсберга, что нередко употребление помогало скрывать глубинные личностные и внутрисемейные противоречия. Близкие зависимых открывают для себя, что алкоголизм был только поводом переложить вину за свои несчастья на пьющего. На самом же деле источник несчастья — в них самих, просто они не умели, а часто и боялись довериться счастью, не учились быть счастливыми. И теперь всем им открывается громаднейший пласт работы над чертами своего характера и образом мышления. Но многое лучше видно со стороны, к тому же в этой работе может подводить прежнее мышление, болезнь все равно будет пытаться брать свое, и какие-то «откаты» назад практически неизбежны. В связи с этим, на данном пути очень полезны рука и глаз товарища, который уже знает этот путь. Его помощь будет незаменима. Так появляется, кроме группы, понятие наставничества, т. е. передача опыта «от сердца сердцу». 

 Продолжаются шаги вплоть до дел покаяния (ср. с проповедью св. Ионна Крестителя) — возмещения нанесенного ущерба, где это возможно, — и все более глубокого поиска Бога. А радость обретения новой жизни побуждает нести этот опыт тем, кто еще страдает от болезни: «Достигнув духовного пробуждения, к которому привели эти шаги, мы старались донести смысл наших идей до других людей и применять эти принципы во всех наших делах». 

 Несмотря на то, что программа ведет к религиозному опыту, сами сообщества, работающие по ней, принципиально держатся в стороне от любой конфессии. В этом есть три положительных момента. 

Первый: в противном случае эти сообщества легко могли бы стать еще одной протестантской организацией или даже выродиться в секту. 

Второй: это позволяет, не втягивая группу в религиозные споры и бережно относясь к (без)религиозным убеждениям других, сохранять от любых посягательств собственную религиозную самоидентификацию. 

Третий: благодаря своему дистанцированию от протестантизма, программа открыта традиционным конфессиям, в том числе и православию. Т. е., при сохранении группой внеконфессиональности, отдельному ее члену теперь легче понять и принять христианство. Поэтому, с моей точки зрения, желательно, чтобы священники научились смотреть на сообщества без предубеждений, и предоставляли для собраний прихрамовые помещения. А сами были готовы, когда пригласят — делиться с группой имеющимся в православии духовным потенциалом. Сами священники тоже будут иметь от этого пользу – есть куда, со спокойной совестью, направить страдающих алкоголизмом и  многочисленных мам и жен алкоголиков, а не самим заниматься этой требующей многого внимания и терпения проблемой. А затем – и приход пополнится новыми активными членами…  

Пример такой положительной открытости — это проводимый уже на протяжении нескольких лет в Беларуси в Жировичах семинар «Анастасис», в рамках которого многие члены сообществ с удовольствием посещают монастырское богослужение,  исповедуются у местных священников (давно к ним относящихся непредубежденно) и принимают Святые Таинства. А в Москве плодотворное сотрудничество с сообществами налажено игуменом из Данилова монастыря Ионой (Займовским). 

Комментарии (3)