| "У меня есть честная прихожанка. Читал я лекцию о заповедях Блаженства, после которой она подошла ко мне и сказала: "Владыко, если вы это называете блаженством, пусть оно вам и будет. Голодным быть, холодным быть, покинутым быть, гонимым быть - нет." Так вот, если у вас есть хоть четвертая часть её честности, вы отвергнете три четверти Евангелия - и я еще не пессимист. Возьмем пример: Христос открывает нам Бога уязвимого, беззащитного, побежденного и потому презренного. Иметь такого Бога уже достаточно неприятно! Но когда Он еще говорит нам: Я вам дал пример, следуйте ему, - тогда действительно можно сказать "нет". Ну, так и скажите. Но мы не целиком черные, и если вы честны в обе стороны, т.е. если вы не защищаетесь от притягательности Евангелия, потому что она для вас опасна, то вы увидите, что есть одно, два места в Евангелии, три фразы, от которых озаряется ум, освещается, загорается сердце, воля собирается в желании следовать Слову, потому что оно так прекрасно, так истинно, так совершенно и так полно совпадает с тем, что в вас есть самого глубокого; самое тело ваше устремляется по этому пути. Отметьте эти места; как бы редки они ни были, это те места, где вы уже совпадаете со Христом, где в покрытом записями портрете вы открыли руку мастера, островок тонов первообраза. И помните тогда одно: в этой фразе или в этом евангельском образе одновременно явлены и Христос, и вы; и как только вы сделали это открытие, вам уже нет надобности бороться со своей природой, чтобы как можно более приблизиться к евангельскому духу, достаточно следовать своей природе, но природе подлинной, не ложному, привнесенному образу, а тем чертам, что написаны рукой мастера. Дело не в том, чтобы поступать наперекор всему, что вам хочется сделать (христиане часто называют это "быть добродетельным": чем больше я хочу это сделать, тем добродетельнее это не делать), а в том, чтобы сказать: "Вот один, два пункта, в которых я нашел, что есть во мне самого подлинного. Я хочу быть самим собой, самым истинным, самым подлинным образом". Сделайте так, и когда вы это сделаете внимательно, с той радостью быть и все больше становиться самим собой, то вы увидите, как появляется другой просвет, место сходное, родственное так сказать, нескольким поразившим вас словом. Постепенно портрет расчищается, появляется одна черточка, другое красочное пятно, и постепенно вас захватывает всё Евангелие, но не так, как оккупационные войска, которые завоевывают вас насилием, а освобождающим вас действием, в результате которого вы всё больше становитесь самим собой. И вы открываете, что быть самим собой это значит быть по образу Того, Кто пожелал быть по нашему образу, чтобы мы были спасены и изменились". |