Больше всего - это о границах отстранения, о границах ответственности. От мужа отстраняться легко, от чужих людей - еще проще. А как отстраняться от 15-летнего мальчика - плохо понятно. Ибо тут есть понимание, что человек отчаянно хочет личный опыт и у меня нет ни сил, ни желания препятствовать ему в этом, но есть и моя ответственность за жизнь ребенка, которую с меня никто не снимал. Есть мое отчаянное желание спокойной и счастливой жизни своим детям - и оно тоже вполне законно и имеет право на существование. Есть некий устоявшийся образ хорошей матери (тм), опыт программы вступает с этим образом в резкое противоречие. И тут я вступаю на поле непознанного для меня, т.к. есть основания, что хорошая мать (тм) - это далеко не всегда правильно и явно вредно в нашем случае, но другого то я еще не наработала и как и куда идти мне пока совершенно не понятно и страшно.
Вчера исследовали с психологом истоки хорошей матери (тм) - я там, в фундаменте этого социально поощряемого образа или роли - себя, маленькую девочку, которая спрашивала у мамы - почему у подружки есть все - и папа, и дача, и машина?! А у меня не было ничего. Дача с машиной по чесноку мало волновали, был нужен папа. Ну и мама дома, а не всегда на работе, в командировке. В фундаменте лежит детская обида на вселенную - почему одним все, легко и накатанно, а мне все через буераки и дикие, немыслимые усилия? Лежит моя память о том, чего мне стоило высшее образование - 8 лет учебы при 3 детях и муже-алкоголике, 2-х работах и больной маме на моих руках - и страх-страх-страх, что сын идет моим путем, или даже более тяжелым и мое чувство вины, что я его своей болезнью толкаю на этот путь.
С другой стороны - четкое обещание программы о том, что отсранение оздоравливает. Есть уверенность в том, что это правда - неоднократно применяемое в других областях жизни - оно всегда срабатывало к добру.
Ехала домой и вспомнила вот эти слова
NATIK:Но своя-то ноша не тянет. Если тянет- не мой это крест. Я так же говорила соседке про своего сына, когда она призывала меня нести свой крест мамы. Вот та бабуля и сгорбилась. Тяжела ноша ответственности.
Видимо, это единственный способ понять - где мое, а где уже нет.
Буду учиться.