Три взгляда на Ал-Анон
Опубликовано: 4678 дней назад ( 1 марта 2013)
Три взгляда на Ал-Анон.
1. С другой стороны семьи
Из выступления Билла У., одного из основателей Анонимных Алкоголиков на 1-й Всемирной Конференции по обслуживанию Семейных групп Ал-Анон в апреле 1961 года:
«Содружество Ал-Анон добилось феноменального успеха. Более того, я полагаю, что возникновение Ал-Анона – это чуть ли не самое важное событие со времени основания АА.
Темпы роста вашего содружества намного выше, чем у АА на раннем этапе. Все мы знаем, что причина этого – в вашем стремлении заполнить ту огромную пустоту, которая так долго существовала в ваших семейных отношениях.
Долгое время мы все задавались вопросом: «А почему к нам не возвращается "медовый месяц"»? И, бывало, говорили жене: «АА – отличная штука; приходи на наши собрания и зарядись положительной энергией. Мы даже позволим тебе готовить кофе, пока ты будешь греть руки у духовного огня Анонимных Алкоголиков».
К счастью, теперь это в прошлом. Вы начинаете поразительно быстро и успешно заполнять тот самый жуткий вакуум в семейных отношениях, который присутствовал все время и угнетал половину членов нашего содружества. Разумеется, эти отношения налаживать труднее всего, ведь именно они подверглись наибольшей деформации».
2. Обращение алкоголика к своей семье
На основе материала, предоставленного преподобным Джозефом Л. Келлерманном и опубликованного в «Руководстве для семьи алкоголика» (Р-7). Штаб-квартира Семейных групп Ал-Анон, Инкорпорэйтид, Вирджиния Бич, штат Вашингтон.
Я – алкоголик. И мне нужна ваша помощь.
Не читайте мне нотаций, не обвиняйте, не ругайте меня. Ведь вы бы не сердились на меня, если бы у меня был рак или диабет? А алкоголизм – такая же болезнь.
Не выливайте мою выпивку; это напрасная трата денег, ведь я всегда найду способ достать еще.
Не позволяйте мне разозлить вас. Нападая на меня словесно или физически, вы лишь подтверждаете мое плохое мнение о самом себе. А я уже и так достаточно себя ненавижу.
Не позволяйте любви и тревоге обо мне заставлять вас делать за меня то, что мне следует делать самому. Если вы будете брать на себя мои обязанности, то тем самым увековечите мою неспособность их выполнять. От этого лишь возрастет мое чувство вины, а вы будете обижаться на меня.
Не верьте моим обещаниям. Я готов обещать что угодно, лишь бы выкрутиться. Однако природа моей болезни не дает мне сдерживать обещания несмотря на то, что я действительно собираюсь их сдержать.
Не угрожайте понапрасну. Если однажды приняли решение, то строго придерживайтесь его.
Не верьте всему, что я говорю: это может быть ложью. Отрицание реальности – один из симптомов моей болезни. Кроме того, если вас слишком легко одурачить, я вполне могу потерять уважение к вам.
Не позволяйте мне манипулировать или каким-либо образом использовать вас. Без справедливости любовь долго не проживет.
Не покрывайте меня и не пытайтесь избавить от последствий моего пьянства. Не лгите, чтобы меня выгородить, не платите по моим счетам и не выполняйте моих обязательств. Это может предотвратить или смягчить тот самый кризис, который мог бы подтолкнуть меня к тому, чтобы я обратился за помощью. Пока вы автоматически вызволяете меня из переделок, в которые я попадаю из-за пьянки, у меня есть возможность отрицать свою проблему с алкоголем.
И самое главное: пожалуйста, узнайте как можно больше об алкоголизме и вашей роли в отношениях со мной. По возможности посещайте открытые собрания АА. Регулярно ходите на собрания Ал-Анона, читайте литературу Ал-Анона, поддерживайте связь с членами Ал-Анона. Эти люди помогут вам увидеть всю ситуацию в истинном свете. Я люблю вас. Ваш алкоголик.
(анонс буклета «Три взгляда на Ал-Анон»)
3. Откроем другую дверь
На основе статьи в журнале АА "Грейпвайн" за январь 1969 г.
«Даже если алкоголик все еще не расстается с бутылкой, приведите его семью в благословенное убежище под названием «Ал-Анон». Так вы получите понимающего союзника.
Я пришел к убеждению, что следование принципу «пока оставим семью в покое» – одно из самых досадных упущений в работе по Двенадцатому Шагу.
Алкоголик, у которого есть семья, использует ее, чтобы убедительно оправдывать свое пьянство и избегать особо сложных ситуаций. Многое в поведении алкоголика можно рассматривать как защиту от молчаливого или озвученного неодобрения семьи. Его воинственность и агрессивность – это, на деле, средства обороны против реально существующего или же воображаемого неодобрения.
Вот вы наносите алкоголику визит по Двенадцатому Шагу – с его согласия, а, может, даже по его просьбе. Однако он отрицает существование проблемы, рационализирует, нападает на свою семью, и все выглядит так убедительно, что вы почти верите его словам.
Но не уходите, обещая вернуться тогда, когда алкоголик будет готов. Сделайте что-нибудь, чтобы его сопротивление, обоснование причин и отрицание утихли. Поговорите с близкими алкоголика, предложите помощь им самим. Вам представилась хорошая возможность: ведь конфликт в семье на мгновение всплыл на поверхность. Завтра он может снова уйти на глубину и , возможно, останется там на много месяцев, если вы «оставите семью в покое». Тогда все вернутся к прежней манере поведения, еще больше запутываясь, надеясь на лучшее и боясь нарушить привычный уклад жизни.
Вы же можете предложить им помощь Ал-Анона. Первоочередная цель этого содружества – помочь семье алкоголика. Однако, на мой взгляд, самый надежный способ приблизить момент, когда алкоголик действительно признает, что ему нужно идти в АА, это сделать так, чтобы его семья с помощью Ал-Анона начала работать над собственным выздоровлением.
В Ал-Аноне близкие алкоголика учатся вещам, которые приносят истинную пользу как им, так и ему, независимо от того, пьет он или нет. Отстраняясь и начиная яснее видеть ситуацию, члены его семьи обретают некоторое здравомыслие. Применяя Двенадцать Шагов к самим себе, они вновь начинают получать радость от жизни. Там, где раньше жили лишь мучительные сомнения, страх, гнев и вина, поселяются свет, мир и покой.
Что именно предложить семье алкоголика? Если есть, сообщите общие сведения об Ал-Аноне и контактную информацию для связи с конкретными людьми.
Теперь я хочу пойти еще дальше, пусть этим и поставлю себя в рискованное положение. Я считаю, что любая информация об АА, которую дают алкоголику, не готовому к этому, может даже замедлить его выздоровление, если только информации не будут сопутствовать конструктивные действия семьи.
Объясню на обычном примере. Сходящая с ума от беспокойства жена алкоголика звонит в АА или находит в газете объявление о собраниях. Затем снабжает этой информацией мужа. Он соглашается сходить на собрание и действительно идет; может быть, она даже сопровождает его. Но он идет туда вынужденно, или же его туда просто тащат, и потому его негодование разрастается. Теперь он может заявить: «Я уже ходил в АА, и это не помогло!». В самом деле, после этого и муж, и жена могут сказать, что перепробовали все, и ничто не помогает. Возможно, прежде чем этот алкоголик даст АА еще одну попытку, могут пройти многие годы.
А если бы его жена вместо информации об АА нашла информацию об Ал-Аноне, она, может быть, позвонила бы в Ал-Анон. Там ее просьбу дать ей сведения об АА для ее мужа поняли бы как именно то, чем она на самом деле и является (хоть женщина и не осознает этого): как просьбу о помощи для нее самой. Она не знает, что ей нужно знать. Членам Ал-Анона известны некоторые вещи, которые необходимо знать и ей: например, что ей следует прекратить попытки манипулировать алкоголиком, даже если это попытки направить его в АА.
Если вам встретился алкоголик, готовый услышать вас, тогда, разумеется, «хватайте его». Но сразу же начинайте работать и с его семьей. Если на собрание пришел новичок в сопровождении жены, позаботьтесь о том, чтобы кто-нибудь побеседовал с ней как с отдельной личностью, а не просто приложением к алкоголику и его проблеме. Нужно сказать жене, что пьянство мужа влияет и на нее саму, и что ей необходима помощь Ал-Анона.
Если же алкоголик пришел один, всеми силами постарайтесь устроить так, чтобы его семье срочно нанес визит кто-то из членов Ал-Анона.
Даже если вам кажется, что никто из близких алкоголика не готов еще к приходу в Ал-Анон, не пренебрегайте рассказом о нем. Сейчас они, возможно, будут ото всего отказываться и сопротивляться, но зато они могут вспомнить об Ал-Аноне позже, когда впадут в настоящее отчаяние, когда дойдут до самого края. Они тоже испытывают стыд, вину и чувство собственной неполноценности, и потому им трудно принять тот факт, что родной им человек болен алкоголизмом. После того как они все же признают это, иногда проходят годы, прежде чем это признает и он. В этом промежутке им живется гораздо легче, если они способны признать, что бессильны перед алкоголизмом и сами нуждаются в помощи.
Хочу ли я сказать: «Работайте по Двенадцатому Шагу больше с близкими алкоголика, чем с ним самим, и, если говорите с ними о чем-нибудь, то говорите об Ал-Аноне»? Да, хочу».
Девизы Ал-Анона
«Отстранись и оставь это Богу». Ни у одного из нас нет достаточной мудрости и силы, чтобы справляться со всем, что случается в жизни. Когда вы сбиты с толку и расстроены, отстранитесь. Позвольте Высшей Силе привнести в вашу жизнь порядок и покой. Это действительно работает.
«Живи и дай жить другим». Стройте собственные планы и живите полной жизнью в удобном для вас темпе. Выявляйте свои недостатки и искореняйте их один за другим. Наслаждайтесь жизнью, что бы ни происходило. И позвольте другим делать то же самое. Не критикуйте и не лезьте в чужие дела.
«Думай». Если мы дадим себе время подумать и проанализировать ситуацию, это убережет нас от многих ошибок и бед, к которым приводят необдуманные слова и поступки.
«Сначала – главное». Отделите от остального то, что действительно важно, и в первую очередь займитесь этим. Тогда ваша жизнь будет проникнута духом порядка и достижений, а малозначительные проблемы не будут отвлекать и запутывать вас.
«Не суетись». Когда мы подходим к каждой ситуации без напряжения, нам удается достичь большего. Наши деды говорили об этом так: «Тише едешь – дальше будешь». Девиз «Не суетись» очень полезен при решении любых проблем.
Молитва о душевном покое
Боже, дай мне разум и душевный покой
принять то, что я не в силах изменить,
мужество изменить то, что могу,
и мудрость отличить одно от другого.
Размышление над каждой из идей Молитвы о душевном покое помогает увидеть любую ситуацию в более четкой перспективе.
Наставничество: работаем вместе и выздоравливаем
Наставничество (спонсорство) – это доверительные отношения между двумя членами Ал-Анона,
которые делятся друг с другом опытом, силой и надеждой, извлекая из этого взаимную пользу.
Личные подробности, которые они друг другу сообщают,
только укрепляют связывающие их узы сопереживания, принятия и понимания.
При таком общении на первом плане стоят принципы Ал-Анона.
Каждый сам выбирает, продолжать ли ему поддерживать эти совершенно особые отношения
или же разорвать их.
Наставничество – это:
Отношения, построенные на равенстве, анонимности и доверии
Возможность для духовного роста – как для наставника, так и для подопечного
Полезные отношения на любой стадии выздоровления
Здоровое общение, где нет места угрозам и требованиям
Договор о совместном развитии и выздоровлении вместо борьбы в одиночестве
Возможность познать самого себя, а не отношения типа «учитель – ученик»
Опыт безусловной любви, а не стыда или осуждения
Духовная связь без каких-либо условностей
Взаимоотношения двух людей, а не закрытый клуб
Общение, в котором на первый план выходят четыре главные идеи Ал-Анона*:
- Мы бессильны перед проблемой алкоголизма
- Мы можем препоручить свою жизнь Силе, более могущественной, чем мы
- Нам нужно изменить свой подход к жизни и манеру действовать
- Мы сохраняем дары Ал-Анона, делясь ими с другими.
Наставники – это члены содружества, которые:
уважают анонимность других
готовы уделять много времени своим подопечным
продолжают работать над собственным выздоровлением
приятны в общении; не подгоняют, а поощряют
умеют непредвзято воспринимать услышанное
ведут себя как равные партнеры по выздоровлению
умеют слушать, не давая советов
служат источником знаний о том, как применять принципы Ал-Анона на практике.
Важно понимать, что по мере нашего духовного роста в Ал-Аноне
наши отношения с другими людьми порой изменяются.
Чтобы этот рост продолжался, нам, возможно, придется подыскивать себе новых наставников. Отношения между наставником и подопечным – это не пожизненное обязательство,
и прекращение этих отношений не означает нашего поражения.