Библиотека Форреста

 

 

Страница 1 | Страница 2 | Страница 3

 

Три способа работы по Двенадцати шагам. Закон Грэшема.

стр. 2                  

 

Мой отец, Том П.-младший, пришёл в Содружество в 1941 году. В 41-м уже возможно было различить три варианта применения на практике Программы АА: сильный, средний и слабый подход. Сильные АА практиковали духовные принципы, не ослабляя и не разбавляя их. Сильные АА-евцы делали все 12 Шагов – делали и продолжали делать. Они не останавливались на признании бессилия перед алкоголем, но сразу же начинали путь к перепоручению своей воли и своей жизни заботе Бога. Они начинали практиковать неумолимую честность во всех своих делах. Без промедлений они приступали к проведению своей моральной инвентаризации; затем признавали свои заблуждения перед, как минимум, одним человеком; предпринимали реальные и энергичные действия по возмещению ущерба, насколько это возможно; продолжали делать инвентаризацию, признавая свои ошибки и исправляя их ежедневно; молились и медитировали каждый день; посещали два или больше собраний АА еженедельно и активно делали 12-й Шаг, передавая послание АА тем, кто находится в беде.

Средние АА-евцы, как и сильные, начинали работу по Шагам стремительно, но уклонялись или медлили немного на тех этапах Программы, которых они боялись или которые им просто не нравились – это либо Шаги, говорящие о Боге, либо инвентаризация – в зависимости от человека и его личных переживаний и предпочтений. И уже побыв трезвым какое-то время, АА-евцы среднего подхода расслаблялись ещё больше и начинали придерживаться приблизительно такого вида Программы: одно собрание в неделю, случайная работа по 12-му Шагу (и чем дальше, тем больше перепоручая эту работу более новым членам АА), кое-какая работа по Шагам (но ещё меньше, чем раньше), всё меньше и меньше инвентаризации (по мере того как человек становится всё более и более «респектабельным»), всё ещё какие-то молитвы и медитации, но уже не как ежедневное правило (на это нет времени из-за требующих внимания и участия деловых обязательств, общественных мероприятий и прочего «багажа», который появился в результате возвращения к нормальной повседневной жизни).

Слабые АА-евцы были публикой весьма разнообразной. Общим у них было то, что они оставляли в стороне целые куски Программы – окончательно и бесповоротно. Иногда это были Шаги, относящиеся к Богу, иногда инвентаризация, но чаще всего и то и другое. Слабые АА-евцы привыкли говорить примерно так: «Всё, что тебе нужно, чтобы оставаться трезвым, это ходить на собрания и держаться подальше от первой рюмки». Большинство слабых членов АА, которые смогли оставаться трезвыми, довольно-таки добросовестно посещали собрания. В связи с тем что они делали так мало из принципов Программы, их трезвость и их выживание сильнее, чем у сильных и средних АА-евцев, зависели от пребывания среди членов АА. По сути, только сильные члены АА практиковали Программу так, как она изложена в Большой Книге. Да, у средних и слабых АА-евцев было полное право, как у членов Содружества, практиковать эти принципы, как они хотят (даже вообще почти не практиковать), потому что Шаги были «всего лишь рекомендациями». Но всё же тот метод, каким работали по Шагам первые члены АА, и то, как это записано в Большой Книге, – это сильный подход. Средний подход имел – и всё ещё имеет – реальное конструктивное место в системе выздоровления Анонимных Алкоголиков; его можно использовать как временную основу для тех новичков, которые выздоравливают без особой охоты и желания. Средний выбор позволяет многим, кто изначально не хочет серьёзно работать по шагам, стать на ноги в Содружестве АА.

Но среднее АА может – и часто так и случается – стать ловушкой.

Средний подход не годится для постоянной работы. Люди, которые слишком долго остаются на таком подходе, с лёгкостью проскакивают тот момент, когда они могли бы подняться на ступеньку вверх в сильное АА, и они заканчивают сползанием в слабое АА.

У слабого АА нет ни одного из спасительных качеств среднего АА. Слабое АА явно противоречит Программе, изложенной в Большой Книге. Слабое АА основывается на упорном и безапелляционном отказе от работы над жизненно важными принципами выздоровления. Слабое АА отвергает на практике большинство из 12 Шагов и разбавляет Программу до той точки, когда уже и Программы-то не остаётся.

По прошествии времени в АА произошло развитие событий, связанное с изменением популярности и распространенности сильного АА и противопоставление ему слабого АА.

В ранние годы Содружества слабое, «разбавленное» АА имело тенденцию считать необходимым защищать и петь хвалебные песни своему еретическому подходу и даже поругивать сильных АА-евцев, упрекая их в твёрдости и фарисействе. Сильные АА-евцы, в свою очередь, стремились быть более спокойными и толерантными, менее напористыми и не обороняться. Ведь, в конце концов, их метод был в любом случае более безопасным, т.к. больной принимал большее количество лекарства. Тем более, они следовали оригинальному первоначальному тексту – Большой Книге.

Несмотря на это, такое соседство отношений к Программе привело к необычному эффекту в Движении, которое гордилось своим добрым расположением к тому, чтобы любые, даже самые необычные мнения имели право на жизнь. Самыми громкими голосами в Содружестве стали голоса слабых АА-евцев, и эти голоса со временем начали иметь решающее влияние на новичков. Слабенькое и разбавленное АА укоренилось и повлияло на будущее АА, а сильное АА стало считаться – не повсеместно, но широко – немного однообразным и устаревшим.

Слабое АА, по сути, доказало, что Билл и первые сто алкоголиков были не правы. Стоящее в предисловии к 12 Шагам (5-я глава Большой Книги) утверждение: «мы думали, что можем найти более лёгкий, удобный путь, но мы такого не нашли» – было явным недвусмысленным утверждением, что необходимо практиковать все Шаги. Но слабые АА-евцы не работали по всем Шагам и оставались трезвыми. Они нашли более легкий и удобный путь! Учитывая человеческую натуру, неудивительно, что менее требовательный слабый подход становился всё более распространенным, в то время как старый, более прямой и строгий путь терял свою популярность. Кто захочет делать тяжёлую и сложную работу, если можно без этого обойтись? Кто захочет водить старый автомобиль с ручной коробкой передач, когда можно купить новый с автоматической, да ещё и дешевле!

Поворот к снижению усилий, стремление «быть как все» – это веяние времени. Те же, кто продолжают практиковать серьёзный, сильный подход к выздоровлению в АА, должны быть осторожны в том, как они говорят о своей работе и выздоровлении на группах. Во многих местах слишком серьёзные или слишком долгие разговоры о Боге считаются дурным тоном. То же можно сказать и о выступлениях на темы о Пятом Шаге, о возмещении ущерба и о неумолимой честности, особенно если это касается таких сложных и чувствительных областей жизни, как поиск работы, возврат долгов, деловых или интимных отношений.

Но если всё же слабое АА работает – если оно приводит к выздоровлению – в чём же его винить? Может, это тот случай, когда ересь стала полезнее истины? Зачем кому-то сложности с применением на практике сильного АА? По одной простой причине: слабое АА в большинстве случаев действительно не работает. Слабое АА даёт человеку изменения в жизни, намного меньшие и глубокие, чем сильное АА. Во многих случаях изменения, к которым приводит слабая программа, недостаточны даже для того, чтобы разрушить алкогольное мышление, и в результате получается мнимое выздоровление, которое длится недолго, но рано или поздно приводит к срыву. А в тех случаях, когда слабое АА приводит человека к длительной трезвости, можно увидеть, как эти слабо выздоравливающие алкоголики влачат жизнь, полную депрессий, тревоги, горьких обид и настоящего уныния, как и почти все просто сухие трезвенники в истории человечества.

И в итоге слабое АА, по сути, просто пытается обмануть Программу Анонимных Алкоголиков. И мне вспоминается старая песенка, которую в начале 40-х годов пели на группе в г. Уайт-Плэйнс (штат Нью-Йорк):

Я не ходил на группы, я не бывал с людьми,

Пинта и три рюмки, и вызывай такси.

Всё, друзья, я валюсь с ног.

Приведите меня на группу, чтоб я вспомнил, как меня зовут.

Я, должно быть, сошёл с ума,

Если думаю, что АА можно обмануть.

Но, как бы там ни было, вернёмся к вопросу: на что же было нацелено АА в начале своего существования? Чего эти люди хотели добиться и на что они нацеливали свою Программу – далеко не просто на трезвость. Стремление просто к трезвости было бы обычным, объяснимым с точки зрения здравого смысла подходом, путём мирской мудрости, разумным и оправданным уровнем стремления.

Но основатели АА были людьми, которыми двигал не здравый смысл, а вдохновение и духовное руководство. Они знали, что лечить алкоголизм, основываясь на здравом смысле, человечество пыталось уже лет 150, не меньше, и постоянно терпело полнейшее поражение. Они знали, что когда едва протрезвевшему алкоголику внушали такой уровень стремления, как: «Да ладно, будь ты нормальным человеком, возьми себя в руки, где твоя сила воли, брось эту гадость раз и навсегда!» – ничего просто-напросто не получалось. Бедный кандидат на выздоровление через непродолжительное время снова возвращался к пьянке.

Великое открытие, которое запустило АА, – это, прежде всего, то, что алкоголик должен каким-то образом взлететь к такому состоянию, намного превышающему простое воздержание, которое бы характеризовалось настоящим духовным обращением, совершенно новыми взаимоотношениями с Богом, и лишь после этого постоянная трезвость (воздержание) появится сама, как благословенный и жизнеспасительный побочный продукт. Именно так случилось с Биллом. Именно так произошло с Доктором Бобом. Так же было и с первой сотней алкоголиков – членов АА. Именно так авторы Большой Книги видели, что должно случиться с каждым из нас.

В первоначальной редакции Двенадцатый Шаг звучал так: «Получив духовный опыт, как результат этих Шагов, мы старались нести это послание другим людям, особенно алкоголикам, и практиковать эти принципы во всех наших делах». Две ключевых фразы здесь: «духовный опыт» и «как результат этих Шагов». Утверждение было следующим: нет духовного опыта – нет выздоровления. Также утверждалось, что нет разных результатов работы по Шагам – есть один результат – духовный опыт [в английском оригинале Шагов написан определённый артикль: as the result of these Steps, не "a result", что допускало бы другие результаты, а "the result", то есть, единственный и прямо вытекающий отсюда результат – прим. перев.].

Для первых членов АА этот термин был ясен: духовный опыт, это когда Бог касается твоей жизни – напрямую, непосредственно – и «переворачивает» её.

Где-то между 1939 годом, когда в г. Кливленде в газете "Plain Dealer" появились статьи о шаговых группах для новичков, и 1941 годом, когда Джек Александер написал свою статью в "Saturday Evening Post", произошло сильное изменение в философии АА. И никто в Содружестве тогда не осознавал, что происходит, и до сих пор этот процесс, тогда начавшийся, остаётся непонятым большинством членов АА. А изменилась важность и распределение в АА ролей между Шагами – принципами выздоровления – и Содружеством выздоровления.

Вплоть до 1939 года АА было маленькой, неизвестной организацией, чей результат работы, несмотря на явную его успешность, проявился в небольшом количестве случаев и даже ещё не пережил на тот момент испытание временем. Выздоравливающие алкоголики в молодом Движении надеялись друг на друга и работали друг с другом очень тесно, но именно принципы были основными факторами и инструментами изменения жизни. Движение, как таковое, ещё не было достаточно велико или достаточно хорошо устроено, чтобы от него можно было зависеть и возлагать свои надежды на него, а не на честную и последовательную работу по Шагам.

Однако, когда Содружество выросло в большое и серьёзное дело, после того как АА стало признанным по всей Америке и приобрело успех, стал возможен новый вид отношения к нему и взаимодействия с ним, который до этого был недоступен и который основатели не могли предусмотреть. Теперь для алкоголика стало возможным приходить на собрания и оставаться трезвым без прохождения настоящего духовного обращения, а просто путём повторения за другими, как попугай, того, что они говорят и делают, путём подражания, имитации – практикуя старый принцип "будучи в Риме, поступай, как римляне". И вот как работало такое выздоровление: присоединяясь к АА, новичок присоединял себя к большой и успешной организации. Одним из обычаев этого конкретного клуба было то, что тебе больше нельзя пить; поэтому, если новичку нравились люди, которых он встречал в АА и он хотел принадлежать к их числу, он прекращал пить. Он ходил на собрания АА. Члены АА и события в Содружестве становились центром его социальной жизни и его времяпрепровождением, и он оставался трезвым, в основном, благодаря силе общей "упряжки".

Истинная природа этого совершенно иного и совершенно не духовного выздоровления никогда до конца не была понята в Содружестве. Несмотря на то, что основателей АА волновал этот вопрос и, как ответ, они сделали попытку расширить смысл термина "духовный", чтобы включить две категории выздоравливающих алкоголиков: (1) протрезвевшие благодаря духовному обращению – те, кто в результате работы по Шагам получил духовный опыт и стал преображённым человеком, с серьёзно изменившейся жизнью и мышлением, в противовес (2), протрезвевшим благодаря повторению за другими – тем, кто, по сути, в глубине своей остались такими же людьми, какими они были до прихода в АА, кроме того факта, что они вступили в новое сообщество, приобрели новых друзей и прекратили пить, чтобы соответствовать своей новой социальной группе.

группы взаимопомощи