Пятая Традиция

10 мая 2012 - olivka
Пятая Традиция

 Пятая Традиция.- У каждой группы Ал-Анон есть лишь одна главная цель -помочь семьям алкоголиков.Мы достигаем этой цели, соблюдая сами Двенадцать Шагов АА., ободряя и выражая понимание нашим родственникам — алкоголикам и давая приют и утешение семьям алкоголиков.

"Я нуждаюсь в моральной поддержке моих друзей по группе и хочу получить вдохновение, но не прислониться к кому-то, чтобы облегчить себе путь.Я хочу идти навстречу своим трудностям, а не обойти их стороной.Также я не стану вторгаться в другую жизнь, даже оправдываясь единственным желанием — оказать помощь."
"День за днем в Ал-Аноне" Стр.128 [B-6 в каталоге Литературы, Одобренной Конференцией Ал-Анон], перевод на русский язык: Фонд "ФОСГАЛ" 123242 Москва, а/я 50 по разрешению издателя Аl-Anon Family Group Headquarters,Inc.
 

 

 

*****

И я здесь, на собрании, именно потому, что я — жена алкоголика. Я могу соглашаться или нет с кем-то из членов группы по другим вопросам, у меня могут быть отличные от других политические взгляды, мне может нравиться совсем другая музыка (или я вообще могу не любить музыку, равно как и поэзию, вышивание, цветы, блондинов, шпроты и т.п.) И все равно, я могу прийти на любую группу Ал-Анон и получить помощь, и почувствовать любовь и собственную небесполезность, потому что я — член семьи алкоголика.

Мне очень нужна Пятая Традиция, поскольку она все время возвращает меня к девизу "Сначала — главное!" Первое время здесь на сайте меня раздражало, что жители fgump обсуждают одновременно самые разные темы — и книги, и кино, и цветоводство… Так же, как на живой группе я напрягаюсь, когда кто-то во время выступления (или даже во время чая) рассказывает о каких-то психологических опытах. Теперь я для себя четко разделила группу и всю остальную территорию сайта, и стало легче, и я даже смогла участвовать в "посторонних" обсуждениях.

И все-таки главным для меня здесь остается мое выздоровление, мои усилия научиться жить (радостно) рядом с алкоголиком, мое желание помочь другим справляться с нашими общими проблемами, желание, чтобы Ал-Анон в России (и вообще) развивался — чтобы эта помощь, поддержка и любовь были всегда доступны и мне, и другим, и тем, кто придет после нас, и через много-много лет...

Пятая Традиция очень помогает мне и в семье. Поскольку я имею свое мнение по большинству вопросов истории и современной жизни, мне очень хочется это все обсуждать и дома, с мужем. Но мы с ним — разные, и иногда такие обсуждения перетекают в споры и конфликты. И тут очень важно для меня вспомнить, что я создавала семью не для того, чтобы спорить по политическим вопросам. Помните фразу из фильма "Старики-разбойники": "Мы здесь не за этим". Вот и я себе напоминаю, что я здесь (в семье, рядом с мужем) "не за этим"… Мне не надо переубеждать его или себя. Я могу просто жить рядом и вместе, стараться понять — и себя, и его, и поддержать — и себя, и его.

 

<p metrikaid_0.937999724724002=«33»>*****

Даже не могу представить, как я жила без Ал-Анона, но с нашей семейной болезнью.Откуда у меня брались силы, чтобы выдерживать в одиночку, без подпитки и разрядки чудовищные запои мужа. Не иначе меня вел и поддерживал Бог, хотя я сама была в таком состоянии, что этого совершенно не чувствовала.Я была очень занята выживанием.И я очень благодарна группам Ал-Анона за их помощь семьям алкоголиков, потому что один на один с алкоголизмом невозможно жить полноценно, невозможно дышать полной грудью, а возможно исключительно существовать.

Для меня очень важен и ценен чужой опыт, чужой путь духовного возмужания, силы духа и надежда; они вселяют в меня веру, что и у меня все получится, если я буду к этому стремиться.И я питаю надежду, что когда-нибудь, по мере моего движения по программе и большей зрелости, также смогу помогать другим своим опытом жизни, преодоления, прохождения и применения Шагов и Традиций. И сейчас я рада, если мне удается кого-то ободрить и поддержать; для меня слова "отдавая, мы получаем" не пустой звук, потому что я именно так и чувствую.)) Поэтому я оставляю за пределами группы все, что нас может как-то разделять, естественно, что тот или иной участник может быть для меня ближе и созвучнее, а другой подальше, но я буду благодарна любой руке помощи, кто бы ее не протягивал.

Последнее время в Пятой Традиции во мне стали откликаться слова " ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам", раньше я их проглатывала, не видя и не слыша.И причины очень хорошо описаны в главе "Гибнет любовь" из "Руководства для семьи алкоголика". Моя собственная боль и мои страдания так зашкаливали, что ни о каком ободрении и понимании алкоголика и речи быть не могло,Cлава Богу, до ненависти и полного неприятия не доходило. Теперь, когда я чувствую поддержку программы и результаты моих занятий, когда я ощущаю присутствие Бога и моих друзей по Ал-Анону, когда даже в самые кризисные моменты мне не изменяет разум и некоторая отстраненность от происходящего, я наконец, могу обратить внимание и на близкого мне человека. И теперь я способна увидеть страдания мужа, его усилия противостоять болезни и торжество этой болезни. Вот тогда во мне само рождается и понимание, и поддержка и сострадание к моему родственнику-алкоголику — мы с ним в одной лодке и от моего внутреннего состояния тоже многое зависит.

 

******

.В Ал_Аноне нахожу поддержку и понимание.Сама пишу мало, но много читаю и все находит живой отклик.Многие ситуации и проблемы сродни моим.

Как не стараюсь, ну не получается красиво и четко излагать свои мысли в компьютере.

<p metrikaid_0.937999724724002=«34»> 

*****

— "одна главная цель -помочь семьям алкоголиков."

Как я это понимаю. После того, как я поняла, что алкоголизм — это болезнь, а я в этом совершенно не виновата, я стала понимать, что моя болезнь и алкоголизм очень похожи, потому и называется алкоголизм семейной болезнью.

Я так же испытываю страхи и разочарования, испытываю подавленность, впадаю в депрессию, а особенно в чувства вины и обиды. Мне тоже необходима помощь, место, где я могу поделиться и послушать других, что они делают в подобных ситуациях.

Со временем я поняла, что жаловаться на своих близких — это не выздоровление, так как я не вижу в это время своего пути. А мне надо самой получить спокойствие. 

<p metrikaid_0.937999724724002=«35»>Вот вчера я услышала от своего брата жалобы, что у него опять плохой анализ крови. Внутри меня тут же возник порыв обвинить его самого в этом. Мол, сам виноват, а пьянка только усугубляет его болезнь. Чего он хотел получить после очередного запоя?! Но здравая мысль из Программы о смирении и сдержанности воздержала меня от обвинений. Зачем это говорить, опять получить очередной отпор и отрицание! И я сказала, что при его болезни так бывает: то хорошо, то плохо. Я не стала углубляться, при какой болезни. В уме я, конечно, держала, что тут и алкоголизм и онкология. Остановилась и вслух произносить не стала. Сам пусть думает, какая у него болезнь. Он перестал тяжело вздыхать. Я только сказала, что стараюсь в такие минуты подумать о хорошем, о том, что уже имею и за что могу быть благодарной Богу. Так учит меня Программа и этим я делюсь с ним.

В Ал-Аноне я учусь освобождаться от чувств вины и озлобленности, учусь прекращать обвинять других. Я хочу получить облегчение от своих новых поступков, полученных в группе на основании опыта других. Считаю, что делиться следует обязательно о том, что произошло и как другие себя повели, а потом, что получили взамен. Даже если допустили ошибку и получили отрицательный результат. Чтобы другие могли сделать свой выбор в подобной ситуации. Мы собираемся не для того, чтобы только хвалиться друг перед другом о своих достижениях. Всякий опыт помогает.

 

<p metrikaid_0.937999724724002=«36»>*****<p metrikaid_0.937999724724002=«37»>Я впервые на собрании Ал-Анон. К сожалению, у меня сейчас нет возможности посещать реальную группу (моему младшему сыну полтора года и я работаю полный рабочий день). Я очень надеюсь, что даже такое мое участие принесет какие-то плоды. Читая материалы сайта, я получила свой первый урок — в отношениях с алкоголиком очень важно соблюдать вежливость. В моей семейной жизни в какой-то момент я перешагнула через нее и опустилось до грубости в ответ на грубость. И это как снежный ком. Теперь постараюсь исправлять ситуацию и помнить, в каком бы состоянии мой муж не был, как бы себя не вел, нужно оставаться вежливой, пусть даже формально — для меня это сейчас программа минимум.

 

<p metrikaid_0.937999724724002=«40»>*****<p metrikaid_0.937999724724002=«38»>Пятая традиция помогает мне держаться золотой середины. Иногда я забываю об этом и начинаю скандалить, ругаться и делать все, чтобы другие подчинялись моей воле. На меня начинают обижаться, а я не понимаю почему и говорю, что это ваши проблеммы. Сейчас я осознала, что я не умею ладить с людьми и это мое высокомерие, что я во всем права и мой эгоизм, который постоянно вылезает и я начинаю видить эгоизм других людей. Слава Богу, что я его осознала и поняла. Нужно делать шаги и есть над чем поработать. Спасибо Богу! Спасибо Вам!<p metrikaid_0.937999724724002=«39»>*****

Мои знакомые и подруги, в большинстве своем, жены алкоголиков. Столько рассказывала им о программе, что есть путь оздоровления, что можно создать группу и так решать проблемы. Говорила о том, что там мы не будем говорить, что делает наш алкоголик, а займемся собой. Слушают, но на этом все и заканчивается.

*****

Это проcто гениальная и необъятная Традиция, она-как колокол моего выздоровления.

Как и все Традиции, она упрощает многие неясные или сложные для меня моменты: например: ходить или не ходить в группы, где на собраниях присутствуют родственники "зависимых", а не алкоголиков. Пятая Традиция ясно говорит мне, что в Ал-Аноне, где я выздоравливаю, собираются только те, у кого есть какая-либо связь с алкоголиками. И мне проще ориентироваться в том, где я получу помощь. Уже без излишних раздумий и сомнений, потому что я получаю помощь только в Ал-Аноне.

Далее: у каждой группы должна быть только одна главная цель. Это побудило меня к тому, что, видя успех содружества Ал-Анон в достижении своей единственной цели, я стала предполагать, что у любой группы должна быть какая-то одна главная цель.

Это был прорыв в моей жизни!!! "О, сколько мелких и недужных связей, дружб ненужных" осталось где-то вдали от моей жизни!

Прежде, чем вступать куда-либо, даже в мимолётное общение, я задаю себе вопрос: "А для чего?" И с некоторых пор я без особенных колебаний сокращаю и сокращаю своё общение там, где цели или чуждые мне, или не важные для меня. Это прибавило мне скромности и простоты, я сильно поуменьшила своё значение там, где раньше мучилась участием или неучастием.:))))

И значение самого Ал-Анона стало приходить к новым масштабам, так я усвоила, что возможности Ал-Анона тоже ограничены Пятой Традицией, ограничены единственной целью.

Далее. "Мы помогаем… соблюдая сами 12 Шагов АА". Это ге-ни-аль-но на все времена, всюду и везде. Никому-ни алкоголику, ни детям, ни внукам, ни родителям я не могу помочь иначе, чем соблюдая сама 12 Шагов. Если это-не простота, то, что такое-простота? Конечно, это выглядит в социуме как сумасшествие, но ничего-вот как раз это мне легко перенести, чем тащить тот воз, который на меня был навешан предрассудками. Только сама иду по Шагам-и это всё, что я могу дать своим близким.

С годами я убеждаюсь, что ничего большего в жизни и нет, ч ем эти самые Шаги и всё, что с ними связано.

Ещё: "давая приют и утешение семьям алкоголиков". Вот именно, приют и утешение. Так и получается, что жизнь нашей семьи (а это -тоже группа)-тесно связана с приютом и утешением семей алкоголиков, т.к. в нашей старой и новой родне алкоголиков хватает. И все мы живём в любви, дом открыт для всех.

"Понимая и ободряя наших родственников-алкоголиков". Ой, ну а как иначе в Ал-Аноне? Но вот только опять же: всё это возможно для меня только тогда, когда я день за днём питаюсь идеями программы, обмениваюсь опытом духовного выздоровления в Ал-Аноне, и когда я сама духовно возрастаю над собой.

*****

Честно говоря, самыми трудными для меня поначалу в Пятой Традиции были слова " ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам". Как я могу кого-то ободрить, если сама нуждаюсь в ободрении? Как могу выразить понимание, если при всем своем желании мне не понять логику, мотивов и смысла алкоголика?

Только найдя "приют и утешение" в группах Ал-Анона, в котором я так нуждалась, а затем стараясь "соблюдать 12 шагов АА", я понемногу стала чувствовать себя увереннее во всем, ко мне стало возвращаться утраченное здравомыслие и прежние интересы, а возможно, опять проявился вкус к жизни. И вот тут ко мне и пришло более глубокое понимание болезни алкоголизма, и появилась возможность и желание ободрения других.

Иногда я начинаю переживать над соблюдением первой части Пятой Традиции, где говорится "у каждой группы Ал-Анона есть лишь одна главная цель — помочь семьям алкоголиков" и далее конкретизируется, как именно мы можем помочь семьям алкоголиков. То есть, как я понимаю, моя задача, как участника товарищества — делиться своим опытом, силой духа и надеждой. И когда мне кажется, что группа Ал-Анона начинает отходить от этой цели, у меня возникает очень сильное искушение вмешаться и подправить что-нибудь в жизнедеятельности группы. Но сегодня, вслед за этим желанием, я вовремя вспоминаю, что "в делах нашей группы есть лишь один высший авторитет — любящий Бог" и "сдуваюсь". Я не Бог, жизнь и работа группы в более надежных руках, я могу отпустить события и расслабиться.

*****


"Понимая и принимая алкоголизм как болезнь, мы начинаем сочувствовать страдающему алкоголику, и такое отношение приносит нам душевный покой и ведет к духовному росту"
Не знаю, достигну ли я когда-нибудь такого уровня, чтобы именно сочувствовать мужу. Конечно, я стала намного спокойнее, когда он приходит пьяный. Перестала нападать на него и кричать. И ему сказала, что я теперь знаю, что это болезнь, поэтому не обвиняю его больше. Но внутри все равно сидит недовольство — я же его предупредила, что это болезнь и что он сам не справится, зачем же он опять пьет. Выходит, не смотря на вроде бы понимание природы алкоголизма, параллельно есть и ожидания, что он должен увидеть свое бессилие и остановиться. Иначе — сам виноват. И все, никакого сочувствия. У меня вообще, как я сейчас начинаю видеть, с сочувствием большая проблема. Оно если и есть, то от ума больше, а не от сердца, как мне кажется. Но это отражает и мое отношение к себе — жесткость вместо сочувствия и позиция "ты сама во всем виновата". Думаю, что именно в изменении отношения к себе должно быть начало пути к сочувствию другим.

*******

Читая историю из жизни к Пятой Традиции, я думаю о себе… Как же мне нужно было ЭТО — " мы можем создать ту благоприятную атмосферу, о которой говорит Пятая Традиция, когда мы осознаем, что можем поделиться силами, надеждами и опытом с другими людьми. И наши духовные потребности будут удовлетворяться, если мы не станем предпринимать ничего, уводящего в сторону от нашей главной духовной цели. " Как это важно! 
Это исцеляет… это поднимает на ноги. Когда тебе создают такую атмосферу, то ты возрождаешься, ты становишься чувствительным ко всему живому, ты начинаешь жить. Когда сам это проживешь и получишь сочувствие и понимание, любовь и заботу, то конечно и к другому человеку ты будешь относиться так же и не иначе. Так я сама чувствую, так я сама получила свой опыт.

******

Сосредоточенность на "одной главной цели" помогает мне в самых разных ситуациях. Был период, например, когда я пробовала читать все подряд, где имелся хотя бы намек, что это может иметь касательство к моей проблеме. А результата не было. Я только читала, соглашалась, мечтала, как начну делать то или это… И все. И одновременно не один раз слышала на собраниях групп: "я все ответы нахожу в Ал-Аноне". Я не могу сказать, что я нахожу сейчас ВСЕ ответы в Ал-Аноне, но сосредоточенность именно на программе, на ЛОК помогает мне продвигаться вперед, а не стоять на месте, пытаясь охватить необъятное.
Мне помогает, когда я задаю себе вопрос о "главной цели" на работе, в семье, в дружеских и родственных отношениях. Понимание того, зачем я здесь (на группе. на работе, в семье. среди друзей), как-то сразу многое ставит на место, отсекает то, что, например, меня может разделить с близкими и что не является главным в наших отношениях. Политика, религия, отношение к определенным людям, книгам, музыке — для меня это не главное в жизни.
Еще в этой Традиции для меня важно, что мы можем помочь друг другу, потому что мы все проходим через сходные ситуации, испытываем похожие трудности, мы понимаем чувства, боль, страхи друг друга. Мне не надо ничего специально объяснять, не надо доказывать, что именно ЭТО я чувствую, не надо защищаться от возможного осуждения. Мы все приходим в Ал-Анон с одной целью, мы не конкуренты, не соперники, не выше и не ниже друг друга. Для меня это очень важно и ценно.
Еще Пятая Традиция сдерживает меня от опасных порывов — в моем желании помочь всем, которое, на самом деле, уводит меня от себя самой и создает иллюзию моей значимости. И мне самой вредна "помощь", когда другой будет решать мои проблемы — это значит, что я так и не научусь сама быть взрослой и отвечать за себя и последствия своих действий

******

 

Наверное, на сегодня для меня самым актуальным в 5 Традиции являются слова "соблюдая сами 12 Шагов...". Что бы я кому ни говорила, как бы не убеждала, что выход есть и он в Ал-Аноне, это все пшик, если я сама не делаю (или хотя бы не пробую делать) то, о чем говорю. Некоторое время назад на другой группе было обсуждение, какую литературу правильно использовать для выздоровления, об эффективности работы по БК АА. А меня просто распирало — так хотелось убедить всех, что надо именно (и только) ЛОК Ал-Анона. Прямо в бой рвалась — "за чистоту Ал-Анона". А потом пришло понимание, что предъявить-то мне нечего — я ведь говорю о том, КАК НАДО и КАК ПРАВИЛЬНО, а не о моем опыте применения Шагов с использованием именно ЛОК Ал-Анона.

Я могу помочь другому, если у меня самой будет постепенно накапливаться свой личный опыт "соблюдения 12 Шагов". Я могу делиться только опытом, силой и надеждой — и больше ничем. И эта мысль меня возвращает к реальности.

С пониманием и ободрением родственника-алкоголика у меня дела обстоят по-разному — многое зависит от моего собственного состояния. Если я в мире с самой собой, если есть душевный покой, тогда могу и ободрить и поддержать. А если я срыве, если в состоянии "я не справляюсь с жизнью" и "хочу не быть", то ни о какой поддержке не может быть и речи, и самое большее, что я могу сделать для алкоголика — это попросить Бога помочь ему так, как именно Он может помочь.

 

***

 

С 5 Традицией у меня "всплывают " 2 момента. Первый — поддержка семьи алкоголика. Я могу это делать, в основном только делясь опытом при общении через интернет, разговаривая с "непрограммной" соседкой или знакомой, у которых есть в семье алкоголики. Не так много, но я делаю то, что могу. Второй — ободрение алкоголика. Я вообще не умею ободрять. Никого. Что касается. мужа, то поскольку он активно употребляет и не собирается идти в АА, то мне еще сложнее его ободрять. все время кажется. что ободрение будет принято за поощрение его пьянства. В какой-то момент я увидела свои страхи по этому поводу и приняла, что сейчас — так. В процессе работы по Программе я меняюсь, и это делает наше общение с мужем более спокойным, меньше обид, агрессии и манипуляций с моей стороны. Может быть, когда-нибудь научусь

 

            ***

 

Я всегда рада помочь другим, но ведь люди сами должны искать помощь, а ещё говорят "под лежачий камень вода не течёт", тоже из серии, что сидеть на месте бессмысленно… Конечно у каждого свой путь в Ал-Анон, хорошо, если он будет как можно короче, но я изменить ничего не могу. 

Как важно помогать тем, кто нуждается в помощи, иной раз невооруженным глазом видно, что человек не справляется с проблемой АЛ или НР в семье, (у нас город маленький, нет раздельных групп Ал-Анон и Нар-Анон, также как и групп АА и АН, группы cмешанные, слава Богу, что хоть такие есть) и как важно донести сначала словами, своим опытом, быть с нуждающимися в помощи на равных, чтобы тебе поверили, что всё возможно в этом мире.

Научиться сострадать АЛ и НР не так то просто, но в Ал-Аноне всё возможно, нужно только многому учиться, самому работать по ШАГАМ и работать серьезно, читать ЛОК, делиться опытом, каким бы он не был хорошим или плохим, только когда мы в диалоге… Только не молчать, говорить, разговаривать, выговаривать, хоть с одним из нас. Кто бы мог подумать, что я поверю, что алкоголизм и наркомания это болезни… Не сразу, но я признала, что это болезнь и сегодня своими поступками показываю, что я сострадаю моим зависимым всем сердцем и иду с ними плечом к плечу в выздоровлении, они тоже не стоят на месте, у них свой путь, у меня свой, повторяю я много раз… А что было раньше? Я дошла до того, что возненавидела своих зависимых, думая, что когда же они наиграются в свои прихоти и удовольствия, это правда, так и было, я дошла до такого отчаяния, что жизнь была не мила, и надежды и веры не было, что все может так кардинально измениться во мне, в первую очередь. Нашлись люди, которые помогли мне "встать на ноги", которые приняли меня как родного и близкого человека, услышав их истории, я думала, как же они справляются? У них во много раз хуже, но они отдавали мне все, что имели на то время, свои знания о проблеме АЛ и НР, делились литературой, много помогали словом. Спасибо им огромное! С большей частью из них мы по сей день большие друзья!!! Впоследствии я помогала другим, чем только могла, это как цепочка, от одного к другому, а звенья только становятся крепче.

Сегодня мне очень важно, полюбить себя, чтобы затем делиться чистой любовью, а не с примесями, относиться к себе с любовью, добротой, бережно и верить, что станет ещё лучше. Для меня пока не так просто, как казалось раньше, но хорошо, что я наконец-то начала понимать, что для меня главное.

***

Пятая Традиция мне представляется понятной и легко мной воспринимается. Возможно, благодаря четко сформулированным путям ее выполнения. Я готова выполнять 12 Шагов, а поняла (не сразу), что алкоголик достоин сочувствия, и я учусь поддерживать людей, переживающих ту же беду, что пережила и я. Не знаю, насколько успешно. По милости Божией мой муж уже больше года не пьет, и я готова рассказывать каждому новичку об этом Божием чуде, явленном в программе Ал-Анон. Я помню, как для меня лично именно опыт обретения трезвости близкими был главным стимулом участвовать в Ал-Аноне. Мне очень близка эта Традиция, потому что я сердцем чувствую, что «мой рост по программе во многом зависит от того, как я научусь пользоваться каждой возможностью проявить понимание, сочувствие, терпение и умение выслушать страдающего человека»

*  *  *

«Мой рост по программе во многом зависит от того, как я научусь пользоваться каждой возможностью проявить понимание, сочувствие, терпение и умение выслушать страдающего человека»

Именно в этом для меня сейчас камень преткновения. У меня сочувствие может быть выражено только в конкретных действиях. С подспонсорными, например — тут я могу что-то делать. А писать человеку про свою поддержку, если я считаю, что он уперся в саможалость и хочет только укрепления в этом — рука не поднимается. Да, это только мое мнение, я это понимаю и стараюсь не судить. Значит такой у человека путь — через саможалость. Я тоже варилась в этом достаточно долго, правда в гордом одиночестве, не зная ни о Программе, ни об Ал-Аноне. Возможно, в этом моя проблема — не имея опыта получения именно сочувствия, я не могу этим делиться. Да, были люди, которые помогли мне выбраться. Но это были реальные действия, а не разговоры о том, как мне сейчас плохо. Для меня, наверное, это единственный понятный язык — действие, дать какую-то практику, объяснить, как я вижу ситуацию. Но при этом могу, как слон пройтись по всем больным точкам человека и даже не заметить этого. Да еще и обидеть своими суждениями, которые очень быстро превращаются в оценки. В семье родительской сочувствие было не принято выражать. Именно выражать, все внутри. Хотя теперь я вижу, что мама очень хочет этого сочувствия от меня, но я тоже не умею этого ей дать. И часто, когда человек пытается меня вывести на жалость, я начинаю злиться. Это не в Программе, а в жизни обычно. Потому что считаю, что в своих проблемах человек виноват сам. Это и меня касается. И если я хочу жить не в решении, а в проблеме — то чего меня жалеть? Сиди в этом, дорогая, пока жизнь не заставит, наконец, начать искать решение. Вот если мне кажется, что человек ищет решение — тогда да, у меня к нему и сочувствие появляется и желание поддержать. Отдать часть своей энергии, потому что она ему нужна сейчас. А отдавать ее направо и налево — это наоборот вредить человеку, потому что подсаживает его на новую зависимость — жить за счет чужой энергии. Об этом, кстати, где-то читала в АА — если человек только ходит на группы для того, чтобы оставаться трезвым, он ворует духовную энергию у других, не давая сам ничего.

Я понимаю, что это моя жесткость. Я не вижу душу человека, но почему-то думаю, что я знаю — ищет он решение или живет в проблеме. Прокурор себе и другим. И я вижу, что это моя ответственность — работать с этим, открываться и не судить никого. Выйти из изоляции.

Пока писала, пришла мысль, что я могу помогать по-другому — молиться за человека. Тогда не будет риска, что я обижу его своими словами. Хотя бы так. Пока – так.

*  *  *

Пятую традицию (Помощь семьям алкоголиков) я могу выполнять тремя способами:

1) «соблюдая сами Двенадцать Шагов А.А.»

Для меня это самый зрелый и эффективный способ ее выполнения, из которого, кстати, вытекают остальные два. Когда я подчиняю свою жизнь этой простой программе, я становлюсь все ближе к тому образу, в котором хотел бы меня видеть Бог. И тогда не нужна никакая пропаганда, никакие лекции и беседы о программе. Достаточно просто знать, что я из семьи с алкогольными проблемами, и видеть, в каком состоянии я нахожусь и как переживаю трудности.

2) «ободряя и выражая понимание нашим родственникам-алкоголикам»

Это — следствие понимания того, что алкоголизм — болезнь, а не распущенность. Мне важно помнить, что Традиция гласит: "ободряя и выражая понимание", а не "одобряя, решая за них проблемы, делая то, что они должны делать сами, терпя недопустимое поведение".

3) «давая приют и утешение семьям алкоголиков»

Здесь для меня тоже есть тонкий момент: рассчитываю ли я свои силы и возможности и прошу ли помощи у Бога. Однажды, лет 6 назад, я подобрала на улице жену алкоголика, который, впрочем, её бил, всю в синяках и с маленьким ребенком в коляске. Рассказала, конечно, о себе, об Ал-Аноне. Дала контакты групп. Долго с нею разговаривала, потом потащила к психологу (еще и подругу свою, психолога, в это втянула, и моя тогда пятилетняя дочка все время была с нами, ей, бедняжке, пришлось по всем этим делам со мной ездить). Подруга потом злилась и негодовала, что впуталась в эту мою игру "спаси всё, что шевелится", потому что после краткой беседы с ней, девушка тотчас же побежала к своему мужу-мучителю. Сейчас понимаю, что я себя видела тогда чуть ли не ангелом, а девушка была совершенно не мотивирована на выздоровление… И моя помощь могла вполне ограничиться на тот момент информацией об Ал-Аноне, вопросом, есть ли им с малышкой куда пойти (она ответила, что есть) и, возможно, помочь ей туда добраться. Все остальное было явно лишним… Ну что ж, опыт. Слава Богу за то, что в Ал-Аноне я учусь видеть свои заблуждения.

*  *  *

Пятая Традиция имеет три идеи, которые создают помогающие условия для людей, находящихся в беде. Вот в них я сегодня и попытаюсь разобраться.

Идея Первая: одна главная цель – помочь…;

Идея Вторая: соблюдение Двенадцати Шагов АА;

Идея Третья: ободрение и выражение понимания…

Условия для помощи универсальны.

Итак, начну с себя.

Какой целью я руководствуюсь, когда хочу кому-то помочь? Главной или второстепенной? И, вообще, что для меня главное? Ответ уже есть: ЛЮБОВЬ. Моя концепция Высшей Силы полагает, что Бог и есть Любовь. Я поняла, что ЛЮБОВЬ это не чувство. ЛЮБОВЬ – это свойство и действие! Она имеет свои атрибуты: долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Но это свойства сверхсовершенной любви. Мне хотя бы чуть-чуть прогрессировать в этом направлении.

Прогресс будет наблюдаться, если я сама буду жить, применяя принципы Двенадцати Шагов АА во всех своих делах. В них мобильно собрана вся истина человеческой мысли, хотя выглядят они просто.

Так вот, переходя плавно к третьей идее Традиции, я должна предпринять действие:

1) ободрять (года три читала «одобряет»:), т.е стимулировать поощрением к активным действиям, к надежде, к хорошему настроению, к чувству покоя, к уверенности;

2) выражать, т. е. проявлять и передавать с помощью слов, зрительных или звуковых знаков какую-то мысль, эмоцию или сущность.

Всё это помогает мне, когда я попадаю в ситуацию беды — от сломанного каблука или пропажи кошелька до факта неизлечимой болезни или смерти. В Программе мне стало ясно, что бедный человек это не тот, у кого нет денег или средств существования. Бедный это тот, кто испытывает беды – крайне тяжёлые и неприятные обстоятельства и события.

Все эти же идеи чудным образом влияют и на атмосферу в семье. Если уже один начинает меняться, то это захватывает и привлекает постепенно всех членов семьи.

Теперь и о группе, в которой я сталкиваюсь с совершенно незнакомыми людьми. Создав такие условия новичку, на глазах будут происходить чудеса. А это необъяснимая степень радости, когда человек начинает улыбаться, смеяться, когда в семье наступают периоды ремиссии. Это самое ценное, что есть в опыте Ал-Анон. Эта Программа берётся за самые безнадёжные случаи, но и награда за них весьма велика – радость, которую нельзя описать словами, нарисовать красками, сыграть нотами. И притом, что у каждого это чувство радости индивидуально и неповторимо.

Вот прописала и вроде, на СЕГОДНЯ, разобралась.

Я благодарю Высшую Силу! Я благодарю Ал-Анон! Я благодарю АА! Я благодарю своего мужа! Я благодарю всех вас!

 

*  *  *

Собственно, после предыдущего высказывания мне о Пятой Традиции и сказать нечего…

Ну, разве что могу добавить, что мой муж продолжает оставаться действующим алкоголиком, но моя жизнь и общее самоощущение, с моим приходом в содружество, претерпели решительные перемены к лучшему. И всему этому я обязана программе, которая очень простыми, понятными, последовательными шагами, которыми я шла и продолжаю идти, привела меня к полному переосмыслению большинства составляющих — пазлов моей жизни и меня. Именно поэтому я – благодарный участник Ал-Анона, и хотя бы из одной только благодарности, а на самом деле и понимания, и сострадания, могу принять УЧАСТИЕ в тех людях и семьях, на жизнь которых алкоголизм оказал такое же разрушительное действие, как и когда-то на мою. Это участие может быть как пассивным — выслушать все, что у другого наболело, так и активным — рассказ о программе и группах Ал-Анона, информация о том, где и когда собираются такие группы. Ну, и в качестве "привлекательности наших идей" предоставление такому нуждающемуся возможности послушать спикерское выступление какого-нибудь ал-аноновца, а еще лучше, семейной пары, где он выздоравливает в АА, а она в Ал-Аноне.

Гораздо труднее для меня ободрять и выражать понимание алкоголикам. Помню, что когда только пришла в Ал-Анон, вообще не могла понять, о чем это, решила, что в будущем у меня будет возможность либо согласиться, либо остаться при своем мнении. Сейчас я изучила множество фактов об алкоголизме как болезни, гораздо увереннее разделяю личность алкоголика и его болезнь, но ободрять, да зачастую и выражать понимание алкоголику для меня все еще неразрешимая задача. Только сегодня прочла на одном сайте мысль, которую я разделяю целиком и полностью: когда я счастлива и живу наполненной, интересной, увлекательной жизнью мне гораздо легче быть терпимее к другим и их слабостям. Я полагаю, что дело опять-таки во мне самой, значит и какое-то подходящее для меня решение тоже за мной и за Богом.

Обратная связь в доброжелательной форме… мне ее тоже не хватает на группе Ал-Анона в интернет формате. Ничего не могу сказать о живых группах, но по опыту скайп-группы Ал-Анона "чай" дело очень даже ценное, т.к. зачастую именно за чаем в раскрепощенных условиях рождается и обмен мыслями, и обмен опытом, и поддержка. То есть проявляется вся сила и ценность содружества, его единство и взаимопонимание. Ну, и как все в обычной жизни, одно чаепитие может сложиться тут же и долго не расходиться, другое не ладится с самого начала. Важна сама возможность беседы на одном языке с близкими по духу людьми.

***

май 2018

Мне Пятая Традиция нравится, в том числе, за то, что она позволяет навести порядок в том хаосе в моей голове, внутри меня, который часто сопровождает «приступы» семейной болезни алкоголизма. Когда у меня происходит эмоциональный срыв (в частности на тему общения с мужем), то я как бы теряю опору — все вокруг и внутри рассыпается, и я не знаю, за что схватиться. И вот эти слова — ОДНА ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ — помогают мне в поиске опоры. Мне тоже надо определить, ЧТО является ГЛАВНЫМ в текущей ситуации. А дальше в Традиции есть и ответ, КАК мне искать эту опору. "Соблюдая сами Двенадцать Шагов". Т.е. эти слова поворачивают меня к Шагам, и конкретно, к Первому Шагу, с которого все и начинается.

Далее мне предлагают вспомнить и о самом алкоголике, но не в том смысле, что "ах, он злодей — всё из-за него!", а в том, что он тоже страдающая сторона и тоже, как и я, нуждается в понимании и ободрении, а это для меня значит, что мне предлагают вспомнить о любви — и к себе. и к близкому.

А третья часть напоминает мне, что в одиночку я не справлюсь, что "работает" именно взаимная помощь родственников алкоголиков друг другу.

 

*  *  *

ТРАДИЦИИ — слово, в которое уже заложена как бы память, а словосочетание СОБЛЮДАТЬ ТРАДИЦИИ для меня означает быть ответственным!!!!!

Пятая Традиция каждый раз напоминает мне, что программа Содружества Ал-Анон, это программа "мягкая", с любовью к себе и к людям. Она идёт от сердца… то добрым словом, то желанием выслушать спокойно другого человека и не вставить своё, тоже большого стоит.

У нас общая беда, это алкоголизм близких, иначе меня бы не было среди вас..

Мне очень хочется, чтобы Ал-Анон жил всегда и чтобы в нашем городе было как можно больше групп, чтобы у людей, в чьих семьях есть алкоголики, был выбор.

В первой моей группе Ал-Анон была такая история: к нам пришла Н. и четко обозначила свою проблему, что в ее семье были и есть по сей день алкоголики, она была с радостью принята в группу. Но на каждом собрании, она говорила об одном и том же, было видно, что до Ал-Анона ей дела совершенно нет никакого и что цель у нее одна – получить материальную помощь от нас. Группа была маленькая, пожертвования тоже невелики, и денег хватало только на чай.

Но к большому сожалению, мы не были осведомлены о Пятой Традиции до мельчайших подробностей, и каждый раз чувство совести давило на нас, я, конечно, не исключение. Старшая группы донесла до меня, что человека нужно исключить, и я позволила моими эмоциями воспользоваться в очередной раз тем, что в то время у меня было служение председателя собраний, и я вынесла на повестку исключение Н. из нашей группы.

Но как я уже писала, группа много чего не соблюдала и нарушала, только поэтому у нас порой происходил беспредел, по-другому я все произошедшее и назвать сегодня не могу. Но ещё была причина: она выносила вовне то, что слышала, и анонимность нарушалась, начались конфликты между членами группы. Может, это был как раз тот случай, когда многие перестали говорить открыто впоследствии. А если бы мы все помнили и чтили Традиции Ал-Анона, могли разрулить создавшееся положение очень грамотно: Н. сама бы ушла из группы, т.к. цель  у нее, на самом деле, была одна — добыть любым методом средства к существованию.

И ещё была одна история. Однажды перед собранием к нам зашла незнакомая нам женщина. Лично я подумала, что это новичок, но председатель собрания, оказалось, ее знала, но не подала вида… И когда мы представлялись, она промолчала, но председатель напрямую задала ей вопрос, есть ли у нее проблемы с алкоголем среди близких. Она сказала «нет», и ей показали очень вежливо на дверь, описывать подробности очень долго. Она была из какой-то организации и хотела просто поприсутствовать (хотя скорее всего, думаю я сегодня, что она к нам зашла неслучайно, но она не смогла честно сказать об этом).

В СЕМЬЕ ПЯТАЯ ТРАДИЦИЯ .....

Почему важно не давать советов? Потому что каждая судьба и опыт индивидуален, одному может помочь, а у другого оставшееся разрушить. И очень важен наш девиз "возьми, что понравилось и отбрось остальное", в этих словах заключено важное, потому что я сама для себя делаю вывод и обвинять впоследствии, что бы ни произошло, мне будет некого.

В самом начале книг не было, одна на всех, и поэтому очень работал слух, я порой слышала и запоминала, а не понимала Мне казалось, все, что рекомендует программа, она конкретно даёт МНЕ "совет к действию", поэтому я очень долго буксовала, казалось бы, на ровной дороге.

Иногда член группы конкретно просил совета, обратную связь давали сразу, как большие знатоки дела: мы по кругу говорили, кто как считает и если у кого-то было чересчур смелое предложение, с ним начинали спорить… Короче, сегодня я чётко понимаю, что такое "не даём советов", понятное дело, что все говорилось с душой и от сердца, но и это может нанести вред.

И со своими близкими я теперь держу язык за зубами. Знаете, получается, начинаю все больше и больше понимать, что такое молчание во благо свое. Не навреди!!! Нелегко «НЕ видеть» чужие ошибки, а свои даже не замечать.

 

*  *  *

Поначалу Традиции для меня были чем-то далеким в Программе. Но спасибо впередиидущим, мне потихоньку становятся понятными Традиции. Да, все у меня здесь потихоньку. Но это радует тем не менее. Вот и сегодня — клад! Есть над чем подумать, сравнить. Читая, я многое в силу своей СБА, пропускала (как же, я и так все знаю, все понимаю с полуслова). А вот так, на примерах, от чистого сердца когда мне рассказывают, а затем я "кумекаю"- и понимаю. Традиции в Программе — это дисциплина, воспитание меня (да-да, тетю, которая всю жизнь сама "воспитывала", но, к сожалению, других). И вот теперь Традиции поворачивают меня к себе и в то же время учат меня смотреть на тех, кто рядом со мной. В Шагах — это я, а в Традициях- мы. И это тоже важно для моего выздоровление. Это мне тоже важно понимать.

*  *  *

Для меня применение Традиций в семье это труд и трудная тема, и в то же время понятная в применении на группе. Но, к сожалению, для себя самой я не сильно утруждала себя, вникнуть “поглубже”, почему-то я с удовольствием жду, когда же тема: Шаги, девизы и т.д., а Традиции как-то вскользь пробегают мимо меня.

Само определение Традиций – это для меня, хранение чего либо, то есть у меня так: 12 ценностей составлены и их нужно блюсти.

Напишу свои размышления над тем, что мне всего сложнее в Пятой Традиции, именно перенести в свою семью.

“Ободряя и выражая понимание нашим родственникам- алкоголикам…”

Возможно, я не до конца понимаю само слово “ободряя”, но для меня это значит какими то словами дать надежду. А в моем случае, как раз этого ободрения алкоголику было слишком много.

Я очень долго считала своим долгом вселять надежду на “светлое будущее” мужа, даже не нашего семейного будущего, а его личного, и тем более я никогда не задумывалась, что и себя не лишним будет ободрять и саму себя понимать.

Наверное, это ошибка, я ободряла мужа, делая это ЗА него, впрочем как и многие другие вещи я делала ЗА него. У мужа крах на работе, а я тут как тут со своим ободрением, но не пониманием. И это для меня ключевое слово – понимание. А ободряя просто так, потому что считаю себя ответственной за настрой мужа (и любого другого человека), я не вкладываю в эти слова ничего, это всё пустое.

И раньше очень часто я “раздавала” слова “все будет хорошо”, но сама себе не верила, потому что никогда не вникала в суть проблемы, и не пыталась понять. Я сразу выдавала решение, что должен сделать муж (или ещё кто-нибудь), а вот, чтобы просто выслушать и ободрить с пониманием – это сейчас моя работа над собой.

“… давая приют и утешение семьям алкоголиков”

Это я почувствовала на “живой” группе. Я долго не ходила на собрания, а когда пришла фраза “… мы тебя потеряли...”, прямо для моей души утешение, обо мне думали. Это то, чего мне не хватает в моей семье.

 

 

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1735 просмотров
Комментарии (2)