Для тех из православных христиан, у кого есть подозрения, что идеи Ал-Анон противоречат евангельскому учению о жертвенности. Статья выросла из собственных поисков, сомнений. размышлений. Перенесена сюда из блога жертва по просьбе членов Форреста
Одним из "острых углов", вызывающих неприятие принципов Ал-Анон со стороны исповедающих православие - это необходимость отпустить алкоголика, перестать играть роль МЧС, не приносить себя в жертву его болезни. А как же христианская установка жить для других, забывая себя? Знаю не понаслышке, когда именно этот вопрос вызывал непонимание и реакцию отторжения у пришедших на Ал-Анон впервые. И это не только формальное оправдание для неприятия Программы.И для меня, в конечном итоге, этот вопрос тоже вызвал немало непростых раздумий и сомнений. Я уже пробовал его затронуть в блоге (жертва или страсть). Но трудно было распознать, в чем фальш, уловить грань различия. Помогла одна "случайная" встреча с потенциальными членами и друзьями Ал-Анон. Во время беседы с ними они как раз затронули эту тему, и у меня вдруг сами собой нашлись слова. После встречи осталось дать времени этим словам "остыть", а затем - записать. Что вчера вечером и сделал. Возможно, исходя из отзывов и комментаремв, еще удастся их подкорректировать. А для удобства пишу в целом о жертве в созависимости.
- Жертва христианская – осознанная. Жертва в созависимости – спонтанная, доходящая до автоматизма реакция, становящаяся образом жизни, стилем поведения, причем это, как правило, не осознается тем, кто «приносит жертву».
- Жертва христианская – свободная, из свободной воли. Быть жертвой в созависимости – это состояние навязчивое. Даже когда «жертва» пришла к осознанию ложности и пагубности своей роли – по другому поступать она попросту не умеет (пока не научится от этой роли выздоравливать).
- Жертва христианская проистекает из любви. Жертва в болезни, как правило, сопряжена с чувствами саможалости, злости, агрессии, обиды, осуждения, с желанием возвыситься и показать свое «достоинство» на фоне «спасаемого» (алкоголика, наркомана) («я все равно не брошу его, он без меня пропадет ведь!»). Подлинной, а не больной, созависимой, любви здесь нет и близко.
- Христос принес Себя в жертву за весь мир, однако за каждым оставляет свободу принять или не принять ее. И христианская жертва ближнему (как образу Бога) не насилует воли человека, ради которого она приносится. Жертва в созависимости этого выбора не желает признавать. «Я готова отдать и отдаю ему все, что могу, только лишь бы он был со мной. Если уйдет – я этого так не оставлю! Он должен быть со мной!» Если вопрос касается наркозависимости – «жертва» добивается его отрезвления любой ценой (бегать за ним в бар, чтобы вытянуть оттуда; поднимать с подъезда, забирать с вытрезвителя и оплачивать его штраф; при этом достаются разные «снадобья», чтобы незаметно подсыпать в пищу или стакан с водкой, заказываются многочисленные молебны в храмах, и т. д.), не спрашивая, а хочет или готов он жить трезво, без алкоголя; «жертва» убеждена, что лучше знает, что данному человеку нужно, чем сам он. По К. Льюису: «Она из женщин, живущих для других. Это видно по тому, как другие загнаны» («Письма баламута»). Непринятая «любовь» «жертвы» нередко оборачивается ненавистью и мщением по отношению к объекту «жертвы».
- Христианская жертва приносится во имя подлинной любви, осознанно и свободно, и при том без нарушения внутренней свободы того, ради кого она приносится. Поэтому, даже в случае неприятия этой жертвы, или она не достигла своей цели, она не разрушает жизнь и личность того, кто ее совершает. Такая жертва способна «отпустить» и принять выбор человека, не умаляясь сама. Так Бог принял отпадение от Себя Адама и Евы, равно как и тех, кто отвергает Голгофскую Жертву, но при этом остается Полнотой Любви и Жизни, ничего не теряя в Своей Благости. «Я не хочу печалить Вас ничем» - при этом не теряю себя. Созависимая жертва приводит к разрушению психики, потери себя как личности, забвению себя как образа Божия. Порой «жертва» в любовной зависимости предпринимает попытки суицида.
- Христианская жертва, в конечном итоге, приносится Богу. Ибо и человек, ради которого она совершается, воспринимается как образ Божий. Созависимая жертва претворяет свой объект (при чем объект, которому приносят жертву – болезнь (в случае зависимости), или – в случае любовной зависимости – что-то в человеке, которым хочется обладать, но не сам человек во всей его целостности, включая личность и неразрывно связанную с личностью свободой), фактически, в идола. И этому идолу приносятся в жертву – время, финансы, здоровье, отношения с другими членами семьи (оказавшихся вовлеченными поневоле в дуэт «зависимый – жертва»), работоспособность, а, в конечном итоге, - и отношения с Богом Истинным. Ибо в центре внимания «жертвы» стала именно болезнь, а не Бог. Скорее, проявляется неосознанное, конечно, желание, чтобы и Бог включился в созависимые роли, спасая, контролируя, уберегая от вредных с точки зрения «жертвы» действий объекта, «программируя» на трезвость или ответную "любовь". Можно сказать, что происходит нарушение Второй Заповеди Синайского Закона – «Не сотвори себе кумира».
Из этого сравнения можно видеть, что подмена идет на довольно тонком уровне. Христианин, не имеющий опыта, по выражению апостола, «различения духов» (т. е. подлинной духовной сущности данного явления), легко может обмануться. И под видом необходимости иметь евангельскую жертвенность – на самом деле ввергнуть себя и тех, на кого его «жертва» направлена, в духовно опасное состояние. Не говоря уже о психологических и психических опасностях. Отсюда понятна необходимость осторожности - и обучения. В этой связи опыт Ал-Анон можно как раз рассматривать как инструмент, помогающий мне, христианину, обретать подлинный, право (правильный)-славный, опыт воплощения Евангелия в жизнь.