Идея подготовить брошюру "Православным христианам об Ал-Анон", которую можно было бы представить на рассмотрение в РСО, давно не выходит у меня из головы. Однако важно, чтобы эта брошюра отвечала двум задачам:
1. Ее содержание должно соответствовать Традициям Ал-Анон.
2. Ее язык должен быть понят и принят адресантами, особенно священнослужителями.
Это не простые задачи, и не одному человеку готовить такой проект. Пока же продолжаю выносить на обсуждение и аппробацию материалы, которые могут лечь в основу издания. Ранее я уже опубликовал статьи "Жертва христианская и жертва в болезни", выступление о. Ионы "Трезвость и воцерковление. 12 Шагов глазами священника", а в блоге — из истории АА, где показывается связь тех, кто стоял в начале движения, с христианством. Продолжаю.
Друг АА и Ал-Анон, священник из Волковысска Александр Богдан в Минской духовной семинарии ( в Жировичах) защитил дипломную работу, посвященную опыту Церкви относительно помощи алкоголезависимым и их семьям. Представляю, с его разрешения, выдержки из главы, где он отвечает критике и обвинению в сектантстве АА со стороны ряда священнослужителей.
О. Александра благодарю за любезно предоставленный материал.
Идея подготовить брошюру "Православным христианам об Ал-Анон", которую можно было бы представить на рассмотрение в РСО, давно не выходит у меня из головы. Однако важно, чтобы эта брошюра отвечала двум задачам:
Это не простые задачи, и не одному человеку готовить такой проект. Пока же продолжаю выносить на обсуждение и аппробацию материалы, которые могут лечь в основу издания. Ранее я уже опубликовал статьи "Жертва христианская и жертва в болезни", выступление о. Ионы "Трезвость и воцерковление. 12 Шагов глазами священника", а в блоге — из истории АА, где показывается связь тех, кто стоял в начале движения, с христианством.
Продолжаю.
Друг АА и Ал-Анон, священник из Волковысска Александр Богдан в Минской духовной семинарии ( в Жировичах) защитил дипломную работу, посвященную опыту Церкви относительно помощи алкоголезависимым и их семьям. Представляю, с его разрешения, выдержки из главы, где он отвечает критике и обвинению в сектантстве АА со стороны ряда священнослужителей.
"… Что касается обвинений обществ анонимных алкоголиков в сектантстве, то здесь можно сослаться на известного сектоведа Александра Леонидовича Дворкина, который вполне авторитетно заявляют, что это движение – отнюдь не секта. Также преподаватель сектоведения в Минских Духовных Школах, руководитель информационно-консультативного центра имени преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, занимающийся проблемами нетрадиционной религиозности Мартинович Владимир Александрович однозначно заявляет, что сообщества Анонимных алкоголиков не являются сектой.
Что касается в целом религиозности «АА», то здесь следует вспомнить, что общепринято религию определять наличием трех признаков: учения о высших силах; учения, регламентирующего отношения с высшими силами; организации людей, реализующей практику связи с высшими силами, воплощая в жизнь первые два пункта.
Участники групп самопомощи действительно признают Высшую Силу, но у них не существует никакого учения о конкретных высших силах и, что самое важное, не существует разработанной практики, направленной именно на осуществление связи с конкретными высшими силами. В группах «АА» настаивается, что каждый молится так, так как он это понимает. Церковный запрет на молитву с представителями других религий тут не действует, поскольку все собравшиеся молятся не некоему единому навязанному со стороны «АА» божеству, а каждый молится тому Богу, которому он лично доверяет.
Можно вспомнить пример с пророком Ионой. Когда началась буря, то все корабельщики стали молиться свои богам. При этом самому Ионе не ставилось в вину то, что плавал с язычниками и был среди молящихся иноверцев. Подобно этому и алкоголики. Они все в группах самопомощи могут взывать своим богам, но те из них, кто ведает Истинного Бога, воззовет к Нему.
Если на собрание придет христианин, то Сообщество Анонимных алкоголиков предоставляет ему возможность молиться именно Господу Иисусу Христу, в то время как пришедший мусульманин будет лично обращаться в молитве к своему Богу. Группы «АА» нашли уникальный механизм, который помогает людям сделать первый шаг к исцелению через свою веру, но при этом сохраняется религиозная и культурная самоидентификация. Программа движения не содержит никаких конфессиональных идей.
Церковь сотрудничает с разными организациями, но не требует от них церковности. Если бы «АА» выдавали себя за Церковь, то следовало бы требовать догматической точности, но они не выдают себя за Церковь. У Православной Церкви нет и не может быть к обществам анонимных алкоголиков ни догматических, ни канонических претензий.
Для разъяснения спорного вопроса обратимся к мнению иерархов, пользующихся несомненным авторитетом и лично знакомых с деятельностью «АА».
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II: «Не следует с ходу отвергать и порицать идеи, даже если они рождены вне Православия, которые служат благу людей. Опыт, накопленный в Сообществах "Анонимных алкоголиков" и "Анонимных наркоманов", не должен быть проигнорирован в России — напротив, он должен стать предметом пристального изучения. Однако следует помнить, что методики, эффективно работающие за рубежом, иногда могут быть неприменимы у нас. Полагаю, что в условиях России и других православных стран, где десятки миллионов людей связывают духовное здравие с отеческой верой, нужно попытаться наполнить эти программы нашим религиозно-нравственным содержанием, сочетать их медицинские и психологические достижения с православной духовной основой» (Из интервью наместнику Данилова монастыря архимандриту Алексию (Поликарпову).
Митрополит Антоний Сурожский: «Я узнал о Сообществе АА очень давно, когда еще был врачом. Это было более пятидесяти лет тому назад. Тогда во Франции только появились группы, работающие по Программе двенадцати шагов. В Англии они были организованы раньше и продолжают существовать до сих пор. Я с ними не сотрудничал постоянно но у меня бывали встречи с анонимами в те моменты их жизни, когда они искали чего-то более широкого, если можно так выразиться, — Бога или Церковь. Церковь как содружество, а не только как религиозную организацию — тогда они приходили ко мне»
Владыка Иларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский:
«Такие общества существуют во всем мире, и у них многому можно поучиться. В том, как такие общества организуют свою работу с приходящими к ним людьми, есть много интересного и полезного.
Программа лечения рассчитана на комплексное выздоровление и продолжается в течение всей жизни. Они стараются, насколько это возможно, устранить внутренние причины, обуславливающие физическую и психологическую зависимость от алкоголя и наркотиков.
Для этого проводятся общие собрания, на которых каждый рассказывает о своей жизни и о том, что его побудило принимать наркотики или алкоголь. На начальном этапе лечения это позволяет пациентам чувствовать себя не одинокими в своей беде. Это социальное переживание человеческого единства очень важно и занимает центральное место во всей системе лечения.
Такие общества, как правило, не имеют ярко выраженной принадлежности к той или иной религиозной конфессии, но на протяжении всего курса лечения огромное внимание уделяется религиозной жизни
Конечным итогом интенсивного курса реабилитации становится сознательное и добровольное нежелание возвращаться к прежнему образу жизни и надежда больше никогда не принимать наркотиков и алкоголя.
После окончания стационарного лечения всю последующую жизнь они сохраняют общение с теми людьми, с которыми встретились в течение курса, и это является еще одним способом добиться полного перерождения личности и контроля над химической зависимостью»
Как видим ничего негативного в адрес групп АА авторитетные иерархи не высказывают. О недопустимости формализма при оценке деятельности движения «АА» говорит и игумен Петр (Мещеринов): «Как известно, у Церкви есть два подхода. Первый называется «акривией» — это строгое, буквальное соблюдение канонов. Второй – «икономией», то есть снисходительным, пастырским отношением к жизни. Исторически Церковь всегда в 99 % случаев использовала икономический подход и крайне редко, в случаях особой и крайней необходимости, руководствовалась акривией. Перед нами не просто абстрактная проблема, а горе, несчастье, болезнь, поломанные жизни алкоголиков и членов их семей, по большей части нецерковных, порой неверующих. Появляется метод, реально помогающий. Как должна действовать Церковь? Разумеется, церковно, руководствуясь словами апостола Павла: «Всё испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фесс. 5, 21) и исходя из крайнего пастырского снисхождения. Не нужно придавать догматического значения «Высшей Силе» и тому, что люди берутся за руки. Не нужно придумывать, что собрания «подменяют» Таинство Исповеди, а нужно просто потерпеть немощь и несовершенство пришедших на собрание больных людей. И практика показывает правильность этого подхода: многие воцерковляются и становятся православными христианами… А акривией тут ничего не добьешься, тем более что в основе ее в данном случае лежит не разумное соблюдение интересов Церкви, а совершенно детские аргументы «не наше — значит, плохое», порождающие злобу и мракобесие в церковной упаковке».
Как видно, существуют разные мнения о том, насколько тесным может быть сотрудничество Церкви с «Анонимными алкоголиками». Однако опыт такого сотрудничества уже есть. Покойный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, благословил создание при московских храмах групп взаимопомощи, подобных группам АА.
Такие группы действует не только в Москве, есть и у нас в Беларуси на Минском приходе иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Вот как об этом говорит настоятель прихода священник Дионисий Пясецкий: «Группа АА при нашем храме называется «Спасительная Чаша». Мы не просто предоставляем помещение для собраний: за всю группу и за каждого человека в отдельности совершается молитва. Наши прихожане радуются любому новому участнику группы, соболезнуют, сопереживают, угощают печеньем, чаем. Но, тем не менее, церковь не вмешивается в их внутренние дела, что предусмотрено традициями движения анонимных алкоголиков.
Благо у этих людей уходит страх: как перекреститься, приложиться к иконе? Более того: как подойти к священнику и поговорить с ним? А тут, чтобы попасть в помещение, где проводятся собрания АА, нужно заходить в храм. На открытых собраниях сидит батюшка, можно спросить у него о чем-то. Все члены группы активно пользуются библиотекой при храме, видеотекой
Стараемся заполнить духовный вакуум этих людей верой Христовой. Мы не задаемся целью воцерковить алкоголиков, но свидетельствуем о Христе. Только свидетельствуем»
Покойный Святейший Патриарх подчеркивал, что Церковь не должна быть закрытой для взаимодействия с другими организациями, следует активно перенимать лучшее из их опыта работы с зависимыми людьми, т.к. цель ставится одна – помощь больным алкоголизмом и наркоманией. Но при этом следует отметить важную вещь – речь идет не о слепом копировании, но о переосмысливании и наполнении новым содержанием, в большей мере отвечающим славянскому менталитету и православной вере".
Литература
Цит. по: Проценко Е.Н. Группы анонимных алкоголиков – это духовный детский сад // Православный телефон доверия [Электронный ресурс] – 2008 – Режим доступа: http://doverie.diakonissa.ru/content/view/74/5. — Дата доступа: 6.07.2008
Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря // Сайт Патриаршего Центра Духовного развития детей и молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm. – Дата доступа: 4.07.2008
Иона (Займовский), иером. Сладкий плод горького древа. М.: Даниловский Благовестник. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdrm.ru/kerigma/social/iona/SladkyPlod.zip.html. – Дата доступа: 4.07.2008
Антоний (Блюм), митрополит. Русская Православная Церковь. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.diaconia.ru/index.sema?a=soc_service&id=36&pid=8. – Дата доступа: 4.07.2008
Иларион (Алфеев), еп. Письма анонимных алкоголиков. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://aa-spbinter.narod.ru/pisma.htm. – Дата доступа: 4.07.2008
Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря // Сайт Патриаршего Центра Духовного развития детей и молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm. – Дата доступа: 4.07.2008
Спасительная чаша // Минский курьер. –№1460. 2008. – С. 9.
Православная церковь и программа "12 шагов". Опыт Данилова монастыря // Сайт Патриаршего Центра Духовного развития детей и молодежи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm. – Дата доступа: 4.07.2008