Библиотека Форреста

 

 

Страница 1 | Страница 2 | Страница 3

 

Три способа работы по Двенадцати шагам. Закон Грэшема.

стр. 1                  

 

 

Закон Грэшема – одна из закономерностей денежного обращения, в соответствии с которой «плохие» деньги, которые менее ценятся на денежном рынке, вытесняют из обращения «хорошие», высокоценимые деньги – вполне применим к истории 12-шаговой Программы. Слабое применение на практике Программы имеет тенденцию вытеснять сильную работу по Шагам.

Существует три пути применения на практике 12-шаговой Программы. Первый – сильный, первоначальный путь, доказавший за 75 лет свою мощь, надёжность и эффективность. Второй – средний путь, не такой сильный, не такой безопасный, не такой надёжный, не такой хороший, но всё же эффективный. И третий – слабый путь, который, по сути, вообще не является путём, но обычной ересью, ложным учением, передёргиванием и искажением того, что основатели Анонимных Алкоголиков ясно и чётко назвали Программой.

Будучи членом Содружества Анонимных Алкоголиков уже 43 года, я до сих пор поражаюсь комбинации простоты, практичности и глубины, заложенных в 12 Шагах – плане выздоровления АА. Мой АА-евский друг недавно подытожил Шаги таким образом, что можно быстро и просто составить общее представление о духовных принципах, заложенных в них:

1. Признание бессилия. 2. Надежда на Высшую Силу. 3. Полная передача себя Богу. 4. Моральная инвентаризация. 5. Признание истинной природы наших заблуждений. 6. Обязательство полностью измениться. 7. Молитва о даровании целостности. 8. Полная готовность возмещать ущерб. 9. Возмещение ущерба, где возможно. 10. Продолжение инвентаризации. 11. Молитва и размышление, ведущие к улучшенному сознательному контакту с Богом. 12. Духовное пробуждение, несение послания и исполнение этих принципов во всех наших делах.

Когда Шаги резюмированы подобным образом, можно ясно увидеть, на что они нацелены – не на нормализацию личности, но на полную духовную регенерацию в жизни, проживаемой день за днём в сознательном контакте с Богом.

Несмотря на то, что Двенадцать Шагов так чётко нацелены на самую «вершину горы», они изложены весьма понятным языком и подробно разъяснены в Главе 5 Большой Книги АА, и их может практиковать каждый. И в этом как раз и заложена их великая гениальность. Нет никаких предварительных требований чистоты жизни или углублённого изучения. Нужна лишь готовность признать своё поражение и искреннее желание измениться.

Двенадцать Шагов противоречат аксиоме светской психологии, что при невысоких характеристиках и возможностях (способностях) субъекта нужно устанавливать невысокий уровень устремлений, чтобы добиться позитивного результата в жизни.

Согласно взглядам традиционной психологии, единственный практичный подход для ранних членов АА выглядел бы так: составление программы, которая ставила бы перед собой цель не выше, чем воздержание от алкоголя, и возврат человека к такой жизни, какой он жил до начала употребления; такой жизни, которой живут обычные мужчины и женщины.

Однако эти дикие и неотёсанные первые АА-евцы, эти психологически безграмотные отбросы мира сего, эти едва протрезвевшие алкаши поставили перед собой цель стать полностью верными и преданными Божьими людьми.

Авторы Большой Книги знали, что их Богоцентричный, психологически еретический, радикальный план выздоровления, весьма вероятно, повергнет в шок многих новичков, которых они стремились достичь со своим посланием. Поэтому они предприняли два действия, чтобы покрыть эту «таблетку» сладкой оболочкой. Первое – они поместили следующие смягчающие строки сразу же после списка 12 Шагов в 5-й главе: «Многие из нас воскликнули: “Что за режим! Я не смогу следовать ему до конца”. Не отчаивайтесь. Никто из нас не смог совершенно безупречно придерживаться этих принципов. Мы не святые. Главное в том, что мы хотим духовно развиваться. Изложенные принципы являются руководством на пути прогресса. Мы притязаем лишь на духовный рост, а не на духовное совершенство.» Этот короткий абзац был порывом вдохновения, особенно фраза: «мы не святые». Это облегчило тысячам наполовину уверенных членов АА (включая и меня) принятие того факта, что под руководством Шагов нас будут вести в совершенно незнакомом направлении духовного совершенства.

Большинство из нас начали практиковать Шаги, не понимая в полном смысле, к чему это нас приведет. Опыт быстро доказал нам, что они работают. Благодаря им мы протрезвели и могли оставаться трезвыми. С нашей смертельно серьёзной прагматичной позиции, вот что на самом деле имело значение: мы с удовольствием радовались нашей трезвости и оставляли споры и дебаты о том, почему Шаги работают, теоретикам-неалкоголикам – тем людям, чьи жизни не висели на волоске в случае, если они впадали в заблуждения и делали неправильные выводы.

Билл и Доктор Боб сделали ещё одну вещь, чтобы духовная строгость и мощь 12 Шагов не испугала новичков (второй раз покрыли «таблетку» глазурью). Они изложили Шаги как рекомендации, а не как директивы. Предложение, которое предваряет Шаги в Главе 5 Большой Книги, говорит: «Вот предпринятые нами шаги, которые предлагаются как программа выздоровления». Эта идея обрела большую поддержку во всем Движении АА ещё со времён первого издания Большой Книги. Мы, пьяницы, терпеть не можем, когда нам указывают или заставляют делать что-либо. Второе покрытие «таблетки» дало нам свободу идти по Шагам своим путем и как мы пожелаем. Эту свободу члены АА быстро начали лелеять и поощрять.

До того как мы исследуем результаты этого подхода с «подслащиванием» Шагов, давайте обратим внимание на одну весьма интересную странность. АА существовало полных 4 года до того, как Шаги были записаны в своём окончательном виде. В те времена была Программа, и она делала алкоголиков трезвыми. Она состояла из двух частей: Программы из 6 Шагов, передаваемой из уст в уста, и Четырех Абсолютов – абсолютной честности, абсолютной чистоты, абсолютной неэгоистичности и абсолютной любви, – взятых из практики Оксфордской группы, христианского движения, из рядов которого вышли АА. Шесть Шагов этой устной программы ранних лет АА приведены в книжке «АА взрослеет»:

1. Мы признали, что мы были бессильными перед алкоголем.

2. Мы сделали моральную инвентаризацию своих дефектов или грехов.

3. Мы исповедовали или рассказали свои недостатки другому человеку в доверительной беседе.

4. Мы возместили убытки всем тем, кому навредили своим пьянством.

5. Мы старались помогать другим алкоголикам без помыслов о вознаграждении или авторитете.

6. Мы молились такому Богу, в Которого верили, прося о силе для выполнения этих правил.

В те ранние годы (1935–1939) в АА вообще не было разговоров о рекомендациях. Более старые члены АА относились к основным положениям Программы, особенно этой устной Программы, как к директивам, принципам первостепенной важности, и передавали их новичкам в таком же виде.

Когда Двенадцать Шагов были впервые сформулированы Биллом, Доктором Бобом и редакционным комитетом из Акрона и Нью-Йорка, то Билл, Д-р Боб и остальные участники комитета задумывали Шаги как инструкции, а не рекомендации. Когда возникла идея представить Шаги как рекомендации, Билл долгое время решительно ей сопротивлялся. Наконец – неохотно – Билл согласился с идеей «рекомендаций». В книге «АА взрослеет» он рассказывает, как эта уступка с его стороны позволила бесчисленным членам АА попасть в Содружество, а при другом подходе они могли бы быть отвергнутыми АА и вернуться к активному алкоголизму.

Несмотря ни на что, Билл был человеком, чьим девизом было благоразумие и рассудительность, и который свернул со своей дороги ради того, чтобы увести Сообщество от пути разрушительных противоречий. Трудно теперь понять, были ли его чувства по поводу решения о представлении Шагов в виде рекомендаций более неоднозначными, чем он мог показать на публике, когда решение уже было принято и заверено. Конечно же, абзацы 5-й главы Большой Книги, которые предваряют Двенадцать Шагов, написаны языком, который полностью бы подошел для преамбулы к набору указаний и руководств к действиям, но почти совсем не годится для представления собрания рекомендаций. Вот начало Пятой Главы, с выделенными нами бескомпромиссными ключевыми словами и фразами:

«Мы редко встречали человека, который бы строго следовал по нашему пути и потерпел неудачу. Не излечиваются те люди, которые не могут или не хотят целиком подчинить свою жизнь этой простой программе; обычно это мужчины и женщины, которые органически не могут быть честными сами с собой. Такие несчастные есть. Они не виноваты; похоже, что они просто родились такими. Они по натуре своей не способны усвоить и поддерживать образ жизни, требующий неумолимой честности. Вероятность их выздоровления ниже средней. Есть люди, страдающие от серьезных эмоциональных и психических расстройств, но многие из них всё-таки выздоравливают, если у них есть такое качество, как честность.

Истории из нашей жизни рассказывают в общих чертах, какими мы были, что с нами произошло и какими мы стали. Если Вы решили, что хотите обрести то же, что и мы, и у вас появилось желание сделать всё ради достижения цели, – значит, вы готовы предпринять определенные шаги. Некоторым из них мы противились. Мы думали, что можно найти более лёгкий, удобный путь. Но мы такого не нашли. Со всей серьёзностью мы просим вас быть с самого начала бесстрашными в выполнении этих шагов и следовать им неуклонно. Некоторые из нас старались придерживаться своих старых представлений и не добились никакого результата, пока полностью не отказались от них. Помните, что мы имеем дело с алкоголем – хитрым, властным, сбивающим с толку! Без помощи нам с ним не совладать. Но есть Некто всесильный – это Бог.

Да обретёте вы Его ныне!

Полумеры ничем не помогли нам. Мы подошли к поворотному моменту. Всё отринув, мы просили Его о попечении и защите. Вот предпринятые нами шаги…»

Даже несмотря на то, что Билл, в конце концов, полностью примирился с компромиссным подходом, его первоначальные опасения, в конечном счете, оказались пророческими. В то время, конечно, не было никаких показателей, что рекомендующий подход лишь в форме предложений был благом для Движения. В 1938 и 1939 гг., когда писалась Большая Книга, в Содружестве было всего 100 трезвых членов. К 1945 году их количество возросло до 13 тысяч. Основной причиной этого «взрывного» роста Содружества было то, что Программа – Шаги – были победной формулой; они работали, и в них была большая нужда там, извне, среди населения. Америка пьянствовала и во множестве порождала все новых и новых алкоголиков.

Основным фактором стремительного роста АА было весьма благоприятное освещение Содружества в прессе. Серия восторженных статей об АА вышла осенью 1939 г. в кливлендской газете «Плейн Дилер» (“Plain Dealer”). Эти статьи создали поток новых членов в АА Кливленда и его округи. Такой внезапный рост был первым заметным свидетельством того, что АА обладало потенциалом вырасти в огромное Движение.

Последовательность событий в этот период очень важна. Большая Книга была опубликована в апреле 1939 г., и рекомендательный подход к выполнению Шагов, представленный в ней, впервые начал распространяться. Через несколько месяцев вышли статьи в «Плейн Дилер», и Анонимные Алкоголики Кливленда увидели, что начинают взаимодействовать с новичками совершенно по-новому. Внезапно стала привлекательной идея того, что можно немного ослабить подход, когда все принципы должны практиковаться всё время всеми членами АА; подход, который использовался раньше, когда Содружество было меньше, и атмосфера в нём была более тесной и доверительной. Всё более и более подчеркивался тот факт, что к Шагам нужно относиться исключительно как к рекомендациям. В то время и при тех обстоятельствах вошёл в практику «принцип кафетерия» в отношении к Двенадцати Шагам – берите-что-вам-нравится-и- оставьте-остальное.

И казалось, что это работает. Вышло так, что многие новички могли оставаться трезвыми без какой-либо серьёзной и интенсивной работы по всей Программе, такой работы, которая в первые годы считалась жизненно важной необходимостью. Более того, многие и многие алкоголики начали демонстрировать, что они могут жить без выпивки всего лишь на признании своего бессилия, некоторой работе с другими алкоголиками и регулярном посещении собраний АА.

Нет, конечно же, не все Анонимные начали использовать такой вот всепозволяющий подход к 12 Шагам. Очень и очень многие продолжали выбирать первоначальный тип работы по всей Программе полностью. Но суть в том, что впервые начали массово использоваться и показали свою жизнеспособность другие, менее строгие подходы к Программе, и возникла тенденция, которая станет всё более и более определённой с течением времени.

Сначала это казалось настоящим благословением. Те, кто выбрал для себя активную работу по всем 12 Шагам, были, как и раньше, свободны, делать это. Те, кто предпочёл применять принципы лишь нескольких Шагов, также оставались трезвыми. И АА привлекало всё больше и больше новых членов и пользовалось всё большим и большим признанием. В 1941 г. Джек Александер написал статью об АА, которая вышла в газете «Сетердей Ивнинг Пост» ("Saturday Evening Post"). В АА тогда насчитывалось около 2000 членов. В следующие девять месяцев их количество скакнуло за 400%!

группы взаимопомощи