Главная » Форум » Христианский форум » Читая Сурожского ...

Читая Сурожского ...

Начал читать небольшую книжицу "Учитесь молиться!", которой и будут посвящены последующие посты в этой теме. Книжица разбита на пять глав: Когда Бога нет, Стучитесь!, На пути в глубь, Как справиться с временем, "Скаже мне имя Твое".

Итак первая глава, которая на зывается "Когда Бога нет". И наверное можно по одному названию судить о том, что у меня-то уже Бог есть! Наверное можно бы и пропустить эту главу. На что владыка на первых же страницах своей беседы говорит:
...в этих беседах я хочу указать, что должен знать и что может сделать тот, кто хочет молиться. Так как сам я – начинающий, я буду считать, что вы тоже начинающие, и мы попытаемся начать вместе. Я не обращаюсь к тем, которые стремятся к мистической молитве или к высшим ступеням совершенства, – “молитва сама проторит дорожку” к ним (святитель Феофан Затворник).
Вот так вот - ни больше, не меньше. Владыка не наставляет нас, горемык, как нужно правильно молиться, а пытается вместе с нами разобраться, что нужно знать, и что нужно делать, для того, чтобы молитва исполняла свое предназначение.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 7 октября 2010 в 15:35)
Прежде всего, очень важно помнить, что молитва – это встреча, это отношения, и отношения глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. И тот факт, что Бог может сделать для нас Свое присутствие явным или оставить нас с чувством Своего отсутствия, уже является частью этих живых, реальных отношений.
"Учитесь молиться!" А. Сурожский
Абзац заставляет задуматься - а насколько я сам готов к молитве, как к встрече с Богом, как разговор с Ним. Сейчас для меня, молитва, не самое важное событие в течении дня. Очень часто (практически всегла) я "занят" и мне в "занятости" этой сложно принять, что Бог рядом, в курсе моих проблеми готов поучаствовать в их реазрешении. И всего-то нужно - остановиться и искренно попросить об этом. А вот это "остановится" - наверное самое сложное. И без этой остановки, все мои просьбы, все мои попытки обратиться к Богу будуь "пшиком" - не уму, не сердцу!
Редактировалось: 1 раз (Последний: 9 октября 2010 в 11:12)
Откликнулось...из книги "Человек" Митрополита Антония Сурожского.

"Об истинном достоинстве человека

Когда мы стараемся понять, какое значение Сам Бог придает человеку, мы видим, что мы куплены дорогой ценой, что цена человека в глазах Божиих – вся жизнь и вся смерть, трагическая смерть Его Единородного Сына на кресте. Вот как Бог мыслит человека – как Своего друга, созданного Им для того, чтобы он разделил с Ним вечность.

Вот так Бог смотрит на человека – в перспективе его сыновства, которое даровано нам в воплощении Господа Иисуса Христа, которое заложено в акте творения и соответствует нашему призванию стать причастниками Божественной природы (2 Петр. 1:4), быть усыновленными в Единородном Сыне и в единственном Сыне, стать, по слову Иринея Лионского, единородным сыном во всецелом Христе.

Это наше призвание. Это то, чем мы должны быть. На меньшее Господь не согласен.

Мы должны быть солидарны прежде всего со Христом, а в Нем – со всеми людьми до последней черты, до полной меры жизни и смерти. И только тогда, если мы это принимаем, мы все – каждый из нас и сообщество всех верных, народ Божий – можем вырастать в то, что было во Христе и что было в апостолах, то есть в группу людей, которые обладают более величественным видением, чем мир, большим масштабом, чем мир, так чтобы Церковь от начала могла содержать в себе все это: могла быть причастной ко всем условиям существования человека и поэтому могла вести человечество ко спасению".
Fler
Золотое перо
sepraga:
Владыка не наставляет нас, горемык, как нужно правильно молиться, а пытается вместе с нами разобраться, что нужно знать, и что нужно делать, для того, чтобы молитва исполняла свое предназначение.
ДА, наверное, потому мне и хочется общаться с ним-потому что я чувствую себя как ребёнок со старшим- в полном доверии и в полном сотрудничестве. Где Владыка просто взял на себя бОльшую часть работы и теперь может мне облегчить мои труды.:)
У меня возникает такое чувство, что он говорит лично с нами-что мы втроём читаем, размышляем, беседуем: он, муж и я.Что он знает нас лично.:)
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Второе важное обстоятельство – то, что встреча лицом к лицу с Богом – всегда суд для нас. Встретив Бога, будь то в молитве, в богомыслии или в созерцании, мы можем быть в этой встрече только либо оправданными, либо осужденными. ... встреча с Богом – всегда критический момент ... ... слава Богу, что Он не всегда являет нам Себя, когда мы безответственно, беспечно добиваемся встречи с Ним, потому что такая встреча может оказаться нам не по силам.
Учитесь молиться! А. Сурожский
Опять же - открытие! То что Бог порой не принимает участие в нашей с ним встречи - опять таки во благо. Потому что то, что увидит он во мне - маска, ненастоящие, прикрытие - не сможет он в этом случае помочь мне. Опять же - Первый Шаг - низвержение себя с пьедестала, как необходимое условие молитвы. Она должна обращаться снизу вверх и в ожидании не подарков и благословений, а суда!
Здесь есть слабое место для меня - Сейчас, после всего, что Он для меня сделал, мне трудно его представить Судьей для меня. Но думаю, что об этой возможности нельзя забывать и поэтому нельзя относиться к молитве, к встрече с Богом, как к чему -то попутному, "между делом". В этих случаях - лучше вообще не молиться!
Но вот как и высший смысл:
... когда мы должны понимать, что Он и не может прийти к нам, потому что нас-то нет, чтобы Его принять; мы хотим получить что-то от Него, а вовсе не Его Самого. Можно ли это назвать отношениями? Так ли мы относимся к друзьям? Ищем ли мы того, что дает дружба, или любим самого друга? И в какой степени это же верно по отношению к Господу?
Учитесь молиться! А. Сурожский
Вроде бы все дано понято и перепонято, и переосмысленно, но все равно лишний раз эти слова, как "обухом по голове". Ведь, сколько я не признавался Богу в всоей благодарности и в своей любви, по усти я так и остался потребителем его милостей. Всего лишь! И вопрос себе задаю: а чем я могу пожертвовать ради Него, когда даже, мне нет времени сходмит в церковь и отстоять службу. Как-то прочно закрепились в моей голове мысли, что Он любит, и он поможет. Но вот эти такие обманчивае и сладостные рассуждения губять мои с ним отношения, которые могут расцвести только в случае моей ответсвенности за эти отношения, которые выражаются в первую очередь в моем поведении и в моих делах.
Еще вот нашел у владыки - очень даже похоже на определение созависимости:
Так часто, когда человек говорит: «Я тебя люблю», - все ударение на слове «я», «ты» - предмет моей любви, а «любовь» это та цепь, которой я тебя опутал и держу в плену. Как часто бывает, что любовь одного человека к другому превращает того в пленника или раба. Тогда «люблю» не является творческим, животворящим началом; слово «люблю» является как бы связкой, удочкой, на которую пойман другой человек. И если мы обнаруживаем, что такова наша любовь к людям или к одному, особенно любимому человеку, мы прежде всего должны осознать ужас того, что я себя считаю центром, что все сводится ко мне: и события, и люди - все рассматривается с точки зрения моей выгоды, моей радости, моей жизни, и никто и ничто не существует иначе как в каком-то соотношении со мной. Если это осознать, если нас охватит стыд и ужас, тогда мы можем начать, отвернувшись от себя, смотреть в сторону другого человека и попробовать различить его черты, понять его, осознать его существование как лица, отдельного от нас, иного, как человека, который связан с Богом таинственно и вне нас; и соответственно себя по отношению к нему вести.
А. Сурожский. "Научись любить меня иначе"
Все дело оказывается в "ударениях" и выход наверное в том, чтобы эти "ударения" переместить.
Fler
Золотое перо
sepraga:
. Если это осознать, если нас охватит стыд и ужас, тогда мы можем начать, отвернувшись от себя, смотреть в сторону другого человека и попробовать различить его черты, понять его, осознать его существование как лица, отдельного от нас, иного, как человека, который связан с Богом таинственно и вне нас; и соответственно себя по отношению к нему вести.
Да, этот ужас -своего себялюбия- я испытывала не раз в Восьмом Шаге. Уважение и понимание , признание Юожественной природы появлялись во мне по отношению к самым близким моим людям -и тогда уже видна была возможность возмещения им ущерба, который я наносила прежде. Так я возмещала ущерб алкоголику, бывшему мужу, детям.
Ещё я испытываю настоящий ужас, когда во мне мелькают воспоминания о размолвке с моим горячо любимом мужем на первом году нашей жизни. Если бы не Шаги, по которым я "ходила" аочти месяц, мы могли бы расстаться!Мне тогда трудго было разобраться, в чём я нанесла ущербм ужу. НО я поверила ему: наз он обижен на меня, значит, ущерб есть. Значит, он в какой-то момент не почувствовал, что я его люблю.И Шаги нам помогли поверить друг в друга окончательно. Какое огромное счастье в них заключено!
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Вот еще нашел образное представление такого понятия, как смирение. Оно мне очень сильно понравилось именно крастоой, хотя смысл этого представления я не совсем понял. Может быть пока ...
На латинском языке humilitas, смирение происходит от слова humus – “плодородная земля”; и вот, смирение не заключается в том, чтобы, как мы это постоянно делаем, “прибедняться”, и думать и говорить о себе плохое, и убеждать других, будто наши ходульные манеры и есть смирение. Смирение – это состояние плодородной земли; земля всегда у нас под ногами, она самоочевидна, она забыта; по ней мы ходим – и никогда ее не вспомним; она открыта всему, в нее мы кидаем отбросы, всё, что нам не нужно. Она безмолвна и всё принимает, – и самый навоз, и отбросы она принимает творчески и обращает их в живое и животворное богатство. Она самое разложение претворяет в новую силу жизни; открытая дождю, открытая всякому семени, она приносит плод в тридцать, в пятьдесят и во сто крат.
А. Сурожский. Учитесь любить.
По этому определению - смирение - это основа нашего состояния. Естественное и забытое состояние. Обращение же к нему дает нам силы.
Редактировалось: 2 раза (Последний: 22 октября 2010 в 18:39)
Меня в последнее время интересует понимание сути "духовной жизни". Вот что я нашла у Митрополита Антония Сурожского в «Духовной жизни».

Духовная жизнь вся зависит от воздействия на нас Святого Духа Божия и от того, как Божественная сила, благодать, Христос, Святой Дух нас постепенно изменяют, постепенно делают сообразными Христу, то есть похожими на Него, помогают нам стать и образом Божиим, и подобием Божиим.
Мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия беспрепятственно, какова бы она ни была.
Духовная жизнь вся сосредоточена не в человеке, а в Боге, в Нем имеет свой источник, Им определяется, к Нему направлена.
Какое утешение приносит Святой Дух, которого не может принести никто другой? Утешение в том, о чем мы меньше всего горюем, в том, о чем горевали и горюют святые. Апостол Павел говорит: жизнь для меня – Христос, и смерть – приобретение, потому что, пока я живу в теле, я разлучен от Христа (Флп. 1:21; 2 Кор. 5:6).
Кто из нас может по совести сказать, что его голод по Богу, его желание быть любой ценой со Христом таково, что он может, как тайнозритель в конце книги Откровения, молиться Богу и говорить: Господи Иисусе, гряди скоро! (Откр. 22:17, 20).
Разве мы живем тем, что слышим в Евангелии? Разве слово Христово доходит до нас так, что оно меняет внутренний наш строй, внешнюю нашу жизнь, раскрывает наш ум так, что у нас уже не свой ум, а ум Христов, как говорит апостол Павел? (1 Кор. 2:16). Разве душа наша раскрывается так, что в ней дышит, веет Святой Дух?

...продолжение следует.
Fler
Золотое перо
Мы должны молиться не с тем, чтобы нам было дано то, к чему мы стремимся, о чем мечтаем, а с тем, чтобы в нас совершена была воля Божия беспрепятственно, какова бы она ни была.
Третий и Одиннадцатый Шаг. И Двенадцатый.

Разве слово Христово доходит до нас так, что оно меняет внутренний наш строй, внешнюю нашу жизнь, раскрывает наш ум так, что у нас уже не свой ум, а ум Христов, как говорит апостол Павел?
Дерзну сказать, может быть, нахально, но -честно. Идя по Шагам, я вижу что меняюсь. Идя по Шагам год за годом, я становлюсь другим человеком.Сейчас мне невозможно думать, чувствовать и действовать так, как это было со мной раньше.И я замечаю порой эти перемены в себе быстро, а порой мне требуются годы. Но то, что я другая -это факт.
И сейчас я внутренне убеждена, что Евангелие-это так же, как сама жизнь, просто это -норамльно, жить, соизмеряясь с волей Божией. Это единственно нормально. И это - путь Шагов.
Разве душа наша раскрывается так, что в ней дышит, веет Святой Дух?
Мне кажется, что да. А вот когда я осклоняюсь-что тоже пока естественно по моей человеческой извечной слабости, то я снова лишаюсь сил и тогда Первый Шаг вновь даёт мне возможностьубедиться, что без Бога я -ничто. И только с Богом, со Христом я - живой и счастливый человек.
null
Редактировалось: 1 раз (Последний: 22 ноября 2010 в 10:34)
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Fler:
без Бога я -ничто. И только с Богом, со Христом я - живой и счастливый человек.

и я, и я, того же мнения! v
Митрополит Антоний Сурожский о Рождественском посте. Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим и плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход – также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, – как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один – потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха? Притча эта будет читаться в конце рождественского поста, перед самым приходом Спасителя, и как мы к ней подготовимся? Будем копить дальше и дальше, не принося плода?
[/b]
Редактировалось: 2 раза (Последний: 27 ноября 2010 в 20:50)
Перечитал "притчу о безумном богаче" и слово владыки по поводу смысла этой притчи:
Мы живем поверхностно, мы живем бесконечным количеством вещей, которые слишком мелки даже для нашего человеческого сердца, даже для человеческого ума. Сколько у человека за один день его жизни проходит мыслей пустых, бесцельных, бесплодных; сколько чувств чередуется друг за другом в душе, не оставляя никакого глубокого следа, просто так, проходят напрасно, как тучи по летнему небу... ... и Господь нам постоянно напоминает и в Своем Евангелии, и жизнью, что смерть так удивительно близка, и только она может поставить вещи на место....
... В этом смысле смерть – нам напоминание о том, что жизнь, которую мы делаем такой мелкой, может быть такой глубокой.
Воскресные евангельскик чтения. Притча о безумном богаче
То же, не раз задаюсь вопросом, о поверхностности своего существования, и о необходимости жить глубже. Только вот для понимания этой необходимости нужно еще и знание о бренности своего существования. Важно это!
Редактировалось: 2 раза (Последний: 1 декабря 2010 в 10:49)
Продолжение из книги "Духовная жизнь" М. Антония Сурожского:

"Только если ты будешь помнить, что в любой момент может настать смерть, только тогда жизнь получит всю свою глубину, всю рельефность, всю красочность, только тогда каждое мгновение станет решительным и решающим.
Последнее слово, последнее действие может быть как бы итогом всей жизни. Как бы мы жили глубоко, стройно, трезво, благоговейно, ответственно, любовно, если бы жили в сознании, что смерть за плечами, но без страха: ожидая ее открытым, тоскующим по ней сердцем, ожидая ее, как юноша ожидает свою невесту. Ожидая ее – но пока она не пришла, вырастая в ту меру, в которой смерть нас должна застать, чтобы перед нами распахнулись врата вечной жизни, сознавая, что мы в эту жизнь войдем только вратами смерти и тогда раскроется перед нами вечность, которая есть сам Господь, сознавая, что мы встаем перед лицом Спасителя Христа, что тогда, может быть, мы скажем, как апостол Павел: смерть – приобретение (Флп. 1:21). Но как бы нам не пришлось сказать: о ужас, теперь поздно! Не поздно быть любимым, не поздно быть прощенным, но поздно жизнью явить Богу свою любовь, людям проявить любовь, войти уже на земле в строй вечной жизни…"
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.