Главная » Форум » Христианский форум » Читая Сурожского ...

Читая Сурожского ...

И вот, в сопоставлении этих двух мест мы находим для себя путь духовной жизни. Когда Апостол Павел говорит "не упивайтесь вином, потому что в нем есть блуд", он не только говорит о том, что человек, упившись, может поступить грязно и нехорошо; он говорит о чем-то гораздо более основном и важном, о том, что одно вдохновение, один восторг, одно опьянение может подменить другое.
О трезвости
Актуальная же для меня тема: Опьянение может быть не только от вина. Он может быть еще в очень многих случаях жизни. Первые из которых - успех и признание. Опьянится очень можно быстро и псоледстивяя от таких опъянений не менее чувствительны: разочарование и обиды.
В беседах митрополита более и сильнее всего находит мое понимание тема покаяния, исповеди. Нигде более я не читал и не слыхал столь проникновенных слов. Вот и сейчас:
И вот, готовясь к очередной исповеди, общей ли, частной ли, мы должны попробовать пережить нашу жизнь заново; не только взглянуть и сделать список того, что недостойно, что нехорошо, а заглянуть глубже: как это было возможно?
Человек перед Богом. Воспитание сердца
Вот он - Четвертый и Пятый Шаг!
И далее:
Надо ставить вопрос о том, кто же я такой. Я себя называю человеком; я так рад и благоговею перед тем, что я русский; я православный христианин; я – сын, я – дочь, я – муж или жена, я – жених или невеста, я – отец или мать, я – друг, я – товарищ, я – соработник: во всех планах – кто я такой? Сколько во мне подлинности и сколько мишуры? Насколько я стараюсь казаться вместо того, чтобы просто быть?
Человек перед Богом. Воспитание сердца
Это и есть познание себя, своего места в мире. Очень важного и, на мой взгляд, необходимого познания. Но почему то так трудно оно дается....
Редактировалось: 1 раз (Последний: 11 сентября 2010 в 17:37)
Среди христиан бытует мнение – мнение законное –, что во взаимоотношениях, будь то между Богом и человеком, будь то между людьми, один из самых важных элементов – естественность и искренность. Но естественности и искренности не всегда достаточно, чтобы наша жизнь была динамичной и целеустремленной. Например, молитва должна бы быть естественным побуждением нашей души; но опыт показывает, что желание молиться приходит временами – а молимся мы нерегулярно; временами у нас случаются позывы сотворить доброе – а до дела мы не доходим. Одна из вещей, которых нам больше всего не хватает, это равновесие между естественным порывом, правдивостью, достоверностью – и дисциплиной, которая воспитала бы в нас верность собственной правдивости, сделала бы нас способными хранить свою достоверность всегда или почти всегда.
Человек перед Богом. О Молитве.
Очень часто я забываю (видимо не относя эту категорию к проявлениям духовности) о необходимости столь важного качества, как дисциплина. Привык уже жить ощущениями сегодняшнего дня - раз устал, то нужно и не молиться, можно и не напрягать свой ум и свою волю в молитве. Но оказывается, что и в молитве есть дисциплинарный момент, который обязывает прилагать усилия, даже тогда, когда нет сил...
Вот и на Форресте. Тяжело ли мне, заняты ли мысли проблемами сегодняшнего дня или спать хочется, но нужно превозмочь себя и свой ум и обязательно написать в ежедневник - чтобы не расслабляться и не расхолаживаться.
Редактировалось: 1 раз (Последний: 13 сентября 2010 в 21:58)
Helmikuu
sepraga:
но нужно превозмочь себя и свой ум и обязательно написать в ежедневник - чтобы не расслабляться и не расхолаживаться.

Вот это дисциплина! Есть чему поучиться, честное слово!
Порою нужен сбой в системе, и шаг на ощупь в темноте. А иногда – побыть не с теми, чтоб, наконец, понять, кто – те
Helmikuu:
Вот это дисциплина! Есть чему поучиться, честное слово!
Иронизируешь!? Но как часто усталость является объяснением своему нежеланию сосредоточиться, поразмышлять, подумать, помолиться... Как можно с ней справиться без самодисциплины? Об этом я прочитал у владыки!
Fler
Золотое перо
Одна из вещей, которых нам больше всего не хватает, это равновесие между естественным порывом, правдивостью, достоверностью – и дисциплиной, которая воспитала бы в нас верность собственной правдивости, сделала бы нас способными хранить свою достоверность всегда или почти всегда.
Ой, как мне трудно было найти возможность сочетания естественности и дисциплины!
ТО есть, до Ал-Анона-это было практически невозможно. Потому что я как человек нездоровый и недуховный была даже слишком дисциплинирована во многих сферах жизни, но от того- теряла саму себя. Я ведь очень много совершала усилий, самых разных( кстати, пожалуй, иногда и полезных), но меры я не знала в этих усилиях, переходящих в насилие над собой.И я постепенно от этой своей дисциплины уставала жить.
А когда я познакомилась с алкоголиком, то он- сообщил мне, что я слишком много живу "головой", что мне нужно учиться жить чувствами. И вот тут я отбросила дисциплину как не нужную. :)))
Результат- моё "дно" и приход в Ал-Анон.
Открываю нашу книжечку-тоненькую такую, а там в самом начале: "Любовь невозможна без сочувствия и дисциплины".Вот так-то...теперь уже я с этим полностью согласна внутренне. А внешне мне порой этой дисциплины-то есть некоего самоограничения-не хватает.
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Helmikuu
sepraga:

Helmikuu:
Вот это дисциплина! Есть чему поучиться, честное слово!
Иронизируешь!? Но как часто усталость является объяснением своему нежеланию сосредоточиться, поразмышлять, подумать, помолиться... Как можно с ней справиться без самодисциплины? Об этом я прочитал у владыки!

Обижаешь, начальник cry
Я, между прочим, совершенно серьезно. А то у меня отмазок куча crazy и получается тут не доделала, а здесь прочитала методом быстрого чтения - по диагонали - а спроси, что прочитала... scratch
И когда читаю такие вот признания, как твое, то понимаю, что иногда нужно взять себя за ухо, ничего зазорного в этом нет.
Так что твой опыт - мне на вооружение! dance
Порою нужен сбой в системе, и шаг на ощупь в темноте. А иногда – побыть не с теми, чтоб, наконец, понять, кто – те
Умер человек и я опять читаю Сурожского. Поймал себя на мысли, что не так давно я уже читал этот отрывок
Они знают, что такое смерть”. — “И что же они знают о смерти?” — спросил я. — “На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть”. Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас... После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: “Так что же случилось с бабушкой?” Я сказал им: “Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло”. — “Так она счастлива?” — спросил один из детей. Я сказал: “Да”. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: “Так вот что такое смерть!” И другой прибавил: “Как прекрасно!” Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?
Человек перед Богом. О смерти.
и
Я не раз цитировал слова Виктора Гюго, который говорит, что есть огонь в глазах юноши и должен быть свет в глазах старика. Яркое горение затухает, наступает время светить, но когда настало время быть светом, уже невозможно сделать то, что могло быть сделано в дни горения. Дни лукавы, время обманчиво. И когда говорится, что мы должны помнить смерть, это говорится не для того, чтобы мы боялись жизни; это говорится для того, чтобы мы жили со всей напряженностью, какая могла бы у нас быть, если бы мы сознавали, что каждый миг — единственный для нас, и каждый момент, каждый миг нашей жизни должен быть совершенным, должен быть не спадом, а вершиной волны, не поражением, а победой.
Человек перед Богом. О смерти.
Но как же трудно перестроить в себе представление о смерти. Пойти, кому-нибудь сказать, что смерть прекрасна - никто же не поверит. Еще сочтут за дурочка. Но ведь действительно же, с христианских позиций, смерть - важнейшее событие в существовании человека -время встречи с Богом и как правильно говорят "с лучшим миром". Только нужно быть готовым к этому событию каждый день - видимо это какое-то новое состояние - каждый день, как последний.
.. грех - не просто нарушение Божией воли, нам как бы навязанной, будто Божия воля - указание нам извне о том, как жить, чтобы Ему угодить. Грех - это нарушение самого опыта жизни, который в нас есть, это преступление против нас самих, это самоубийство. И самоубийство в очень страшном, очень сильном смысле этого слова, потому что это убийство в нас самих вечной жизни; это извержение из нас Божией жизни; это отречение от жизни Божией ради того, чтобы жить поверхностно, бесчувственно, легко, как нам кажется.
Человек перед Богом. Закон жизни.
Опять начинаю понимать - насколько поверхностны мои представления. И в частности - мои представления о грехе. Никогда бы ранее не подумал, что понятие грех выходит за рамки наружения Божьих законов или заповедей. Грех - как самоубийство - это же какой глубиной надо обладать, чтобы такое себе представить?
Fler
Золотое перо
sepraga:
Но ведь действительно же, с христианских позиций, смерть - важнейшее событие в существовании человека -время встречи с Богом и как правильно говорят "с лучшим миром".
У меня такое осознание постепенно-очень постепенно-созревает. В подаренной мне Вере, конечно. Без заповеданного пути смерть -это ужас. Я на похоронах очень сильно ощущала эту людскую растерянность -вплоть до того, что начинают таскать туда-сюда гроб, даже на отпевание, а смысла-то -нет!!!! Всё та же растерянность у людей...
И я была согласна с детьми, когда они не взяли на похороны горячо любимого дедушки-внучку. Что она бы увидела? Всё ту же растерянность, слёзы-непонятно- о ком? О чём?...
У меня была такая усталость физическая, что я не поговорила с ней об этом дома( они с братиком были на попечении старшего нашего сына во время похорон). НО я поговорю непременно с ней о дедушке. И поговорю о жизни, о смерти и о Царствии Небесном. Это уже не мои знания и представления, вернее, не только они. Всё, что истинно-входит в душу очень глубоко, хоть разум и сопротивляется порой истине. А душа-то уже впитала правду. И я знаю, что разговор наш будет из души в душу, что он важен - и для неё, и для меня.
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
У меня нет опыта семейной молитвы, поэтому я не могу об этом говорить прямо, но я уверен: чтобы можно было молиться вместе, надо тоже немножко молиться врозь. У каждого свой ритм: одни люди медленно молятся, другие быстро; если молиться вместе, надо держаться какой-то середины. Если каждый член семьи отдаст пять-десять минут тому, чтобы побыть с Богом и поговорить с Ним или своими словами, или словами святых, но своим темпом, потом можно слиться в одну молитву. Но если люди стараются молиться только вместе, то ритм бывает такой, который никому не принадлежит, и гораздо труднее войти в глубину.
Человек перед Богом. Ответы на вопросы.
Удивительно. Но мы с Катей практикуем совместную молитву уже давно и я как -то не ощущаю, что у нас разный ритм. Может быть потому, что молитву читаю только я. Но мне нравится совместная молитва и мне кажется, что я в большей мере проникаюсь её смыслом, чем тогда, когда молюсь один.
Fler
Золотое перо
sepraga:
Может быть потому, что молитву читаю только я. Но мне нравится совместная молитва
А я, Серёжа, с тобой её произношу, вернее, вместе с тобой. "Вторю", только "про себя":)
Так что мы вместе. Я тоже не вижу, как можно "не совпасть" в общей молитве. А сама я действительно испытываю потребность побыть с молитвословом наедине.И то, и другое дополняет.
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Чем больше я читаю Сурожского, тем больше я поражаюсь глубиной его понимания самых простых и обыденных вещей. Той глубины, которой видна и поражает воображение своей недоступностью. Как сегодня вычитал его определение Литургии:
Литургия - это момент, когда вечность врывается во время, когда время, как говорит святой Максим Исповедник, расширяется до пределов вечности, когда мы уже хоть на мгновение, на то короткое время, пока литургия длится, находимся в вечности. Но не в какой-то будущей вечности, а в вечности, которая пришла к нам с воплощением Сына Божия; вся вечность, все будущее заключены, как в зерне, в этом Его приходе.
Человек перед Богом. Свет вечности.
Для меня же Литургия всегда была рядовым событием - немного скучноватым и утомительным, на котором в полной мере проявлялось мое нетерпение - скорей бы она заканчивалась. О Литургии, как моменте в который врывается вечность я даже и представить себе не мог!
Fler
Золотое перо
sepraga:
Одна из вещей, которых нам больше всего не хватает, это равновесие между естественным порывом, правдивостью, достоверностью – и дисциплиной, которая воспитала бы в нас верность собственной правдивости, сделала бы нас способными хранить свою достоверность всегда или почти всегда.
Ал-Анон: "Любовь невозможна без сочувствия и дисциплины".
В том, что говорит Вл. Антоний, есть и то, и другое. Мне же видно, куда стремиться. До идеала мне - как до горизонта.:)
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
Fler
Золотое перо
sepraga:
вся вечность, все будущее заключены, как в зерне, в этом Его приходе.
Сколько раз я, неверующая советская девочка, слышала о Тайной вечере? Не один раз.Пусть мельком, пусть совсем не о том...наверное, из области ходожественной это меня достигало...а теперь мне становится всё ближе смысл Вечери и- почему взоры художников так часто обращались к ней.
А ещё: ещё батюшки тактично объясняли нам, прихожанам, что хорошо бы приходить на Литургию в праздничном обличье.
Один из них говорил: "вот,посмотрите, как мы, священники, одеты-ярко, нарядно, потому что это-Литургия, великий праздник для каждого из нас!
Вот я интуитивно, скорее всего, даже наряды себе "шила" в церковь".:) И всегда бежала туда -легко, с радостной душой(только не думайте, что я постигла суть Литургии- для этого я сейчас внимаю Владыке, с изумлением,словно чудо происходит со мной в эти минут).Женщине, наверное, свойственно откликаться душой на то, что мужчина стремится постигнуть разумом.:)
— Как тебя понимать?— Понимать меня не обязательно. Обязательно любить и кормить вовремя. («Алиса в стране чудес»)
|
Перейти на форум:
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.