Вход Господень в Иерусалим
Всех вас, дорогие отцы, братия и сёстры поздравляем с этим великим событием, днём Входа Господня в град Иерусалим, которое случилось по поводу воскрешения Лазаря Четверодневного. Мы с вами, как православные люди, чтим этот день и держим в своих руках ветки вербы, как символ жизни и воскресения. Эти ветки, некогда мёртвые, теперь ожили, когда упал на них луч солнца. Некогда, в оный день, который знает только Господь, луч солнца, луч правды, свет благодати Божией коснётся наших душ и телес, и тогда они вновь соединятся и будут приведены к жизни силой и могуществом Божиим. Как православные, мы этого ждём, на это надеемся.
Часто неверующие люди спрашивают: "Батюшка, когда будет конец света?" На это я отвечаю: "Мы православные люди никакого конца света не знаем и никакого конца света не ждём. Напротив, мы ждём начала будущей жизни. Именно об этом мы молимся каждый день, когда читаем Символ Веры. "Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века" - вот чего мы ждём. Там уже не будет ни скорби, ни болезни, ни воздыхания, так мы поём в своих песнопениях, провожая человека на "тот свет". Мы говорим на "тот свет", даже не задумываясь, почему именно так мы говорим. Свет, радость, сияние, ликование - вот что уготовано Господом для человека.
Сегодняшний праздник как бы вступление в Великий праздник Светлого Христова Воскресения, ибо в день Вербного воскресения мы торжествуем победу жизни над смертью, правды над ложью, победы ликующей силы Божией, способной в этой жизни изменить всё к лучшему, к святому, к совершенному. Воскрешение Лазаря Четверодневного - это абсолютная реальность, исторический факт. Наш храм сопричастен к этому великому празднику. Мы имеем святыню - частицу мощей Лазаря Четверодневного, привезенную с о. Кипр из г. Ларнака, где сейчас находятся его святые мощи и над ракой надпись: "Лазарь Четверодневный - друг Христов". Это несомненное подлинное свидетельство воскрешения его из мертвых.
Это было с простым человеком. В Евангелии говорится о трёх воскресениях, кроме Воскресения Самого Господа: сына вдовы Наинской, дочери Иаира и Лазаря. Три человека были Богом воскрешены еще до Воскресения Христова. Но наше будущее воскресение может состояться не иначе, как после воскрешения нашей с вами души. Одно предшествует другому. Многие из нас мертвы душой, многие из нас живут греховной жизнью и не могут расстаться со своими недостатками, которые как путы, как оковы или колючая проволока связывают каждого из нас. Но нам открыт путь спасения. Нам дана Церковь как врачующая мать, как источник святыни, благодати, освящения. И даётся этот источник всем нам даром и каждый жаждущий - приди и пей из этого источника. Бог - любящий Отец - и ждёт каждого из нас, Он всегда готов сделать навстречу нам и делает - девять шагов, но последний шаг - десятый, должны сделать мы сами навстречу Богу. Для этого мы должны возлюбить Церковь, чистоту своей души и полюбить всех окружающих нас. Господь так сказал нам: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою"(Ин.13,35).
Перед нами Великая Страстная неделя. В эти особые дни вся Церковь вспоминает величайшие события земной жизни нашего Господа. В Великую Среду церковь будет вспоминать предательство Иуды, который продал Учителя, движимый завистью и жадностью. В Великий Четверг установлено воспоминание той Великой Вечери, когда Христос, взяв в руки хлеб и вино и, обращаясь к ученикам, сказал Вечные Слова: "Примите, ядите: сие есть Тело Мое". - Затем, указав на Чашу, говорит: "Пейте из её все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов"(Мф.26,26-27). Конечно, каждый православный человек будет стремиться в этот день соединиться со Христом через таинство Причастия, во очищение души и тела. А вечером в Великий Четверг читаются 12 Страстных Евангелий, так Церковь вспоминает те скорбные события, которые перенёс Господь на Кресте на Голгофе. В Великую Пятницу вечером на середину храма выносится Плащаница, на ней изображен Христос, снятый со Креста и лежащий во Гробе. Суббота - день покоя, день, когда Христос Телом Своим почивал во Гробе, Душою Своею сходил во ад, чтобы принести праведникам, ожидавшим Его прихода, весть о победе Жизни над смертью. В само Светлое Христово Воскресение мы будем исполнены великого торжества - победы нетления над тлением, жизни над смертью, победы Христа над диаволом, которая была приобретена для нас Его Жизнью, Его Крестом, Его Погребением и Его Воскресением.
Дни наступающей страстной седмицы совершенно особые. Пусть каждый из нас стремится эти дни провести в храме Божием, стараясь заранее обустроить свои дела и освободиться от них.
Дай Бог, чтобы прежде праздника Светлого Христова Воскресения каждый из нас преобразился душою, а для этого Господь даровал нам всё благопотребное: пост, молитва, таинство исповеди и Причащения, церковные службы с дивными, глубочайшими песнопениями, затрагивающими нашу душу, ум и ведущими к чистоте и внутреннему совершенству. Если мы по-настоящему задумаемся над тем, что совершил для нас Христос, то никакое сердце не сможет остаться без благодарного чувства к Богу, Спасителю нашему. Он положил душу не вообще за все человечество, а конкретно за каждого из нас, взяв грехи каждого на Себя, пострадав вместо каждого из нас. Сделал это, чтобы иметь пред Богом Отцом право справедливости не наказывать достойного наказания, но миловать кающегося, стремящегося к исправлению. Да, человек достоин наказания, но не наказывается, а прощается в сотый и тысячный раз только потому, что Христос вину за грех и тяжесть наказания взял на Себя, Он пострадал вместо тебя и вместо меня. Пострадал в надежде, что когда-нибудь ты придешь в разум и отстанешь от греха, когда-нибудь отвернёшься от смертоносной чаши греха.
Бог стоит как нищий человек, стучась в дверь. Эта дверь - наша с вами душа и открыть её можно только изнутри, с внешней стороны ручки нет. Господь так в Откровении Иоанна Богослова говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною"(Откр.3,20). Но эту дверь, дверь нашего сердца, Бог, не взломать, не нарушить, не заставить открыться насильно - не хочет. Он скромно стучит в наше сердце и разговаривает с нами тремя языками: языком любви, языком скорбей, языком болезней. Люди, к сожалению, не слушают в наше время голоса любви, и поэтому вынуждены услышать голос Божий, врачующий нашу душу через болезни и скорби. Пережив скорби, человек приходит к выводу, что в этой временной жизни не имеем мы иной надежды, как только на Творца, на Бога, - и это приводит людей к обращению к Богу, к храму Божьему.
И за скорби Бога надо благодарить больше, чем за радости, потому что Бог говорит: " Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю"(Откр.3,19). Если бы мы были безразличны Ему, тогда Он забыл бы о нас - делайте и творите, что хотите, и тогда в своём греховном болоте мы никогда не нашли бы Бога.
Будем же исполнены благодарной любви, будем стараться идти к святости, к вере, Истине, православию, через это становясь людьми духовными, внутренне красивыми, совершенными. Через это будет возможно и бессмертие нашей души и тела. Тело наше тоже освятится и преобразится в воскресении. Все мы воскреснем, по словам отцов, в возрасте Христа: молодыми, совершенными, преображёнными. Тогда тело наше не будет подвержено ни разрушению, ни тлению, а будет совершенно другим: духоносным, светоносным. Через причащение святых Христовых Таин мы становимся Христоносцами, как носящие Христа в себе. Христос же - Бог - вечен, нетленен, не имеет зависимости от этого физического мира. Так внутри человека, верующего и причащающегося, сокрыто семя Жизни, которое после перехода в вечность расцветет и станет древом, в котором по слову Священного Писания, будут укрываться птицы небесные, т.е. ангелы.
Дай Бог, чтобы любовь к Церкви, вера в Бога и доверие Богу длилось всю нашу жизнь.
Желаю каждому из вас, дорогие мои, помощи Божией, укрепления сил душевных и телесных. Пусть каждый из вас в добром здравии, с чистой совестию, в просвещении ума и сердца достигнет праздника славного Христова Воскресения и встретит его в духовном торжестве и ликовании, преображенным и предочищенным искренней исповедью и благодатью Святого Причащения.
Всем вам от всей полноты души этого желаем. Помоги нам всем, Милосерднейший Господи, молитвами Пречистыя Твоея Матери, молитвами святого Лазаря с надеждою на будущее всеобщее Воскресение и даруй нам встретить этот светлый день достойно. Господь сказал: " наступает время, и настало уже, когда мёртвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут: и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения" (Ин.5,25,29).
Дай Бог, чтобы каждый из нас был воскрешён для воскресения жизни. Аминь.