Главная » Форум » Христианский форум » Откликнулось...

Откликнулось...

Toby
Золотое перо
Прот. Александр Шмеман. Дневники:
"... в смирении видят плод знания человеком своих недостатков и недостоинства, тогда как оно самое божественное из всех Божиих свойств. Мы делаемся смиренными не потому, что созерцаем себя (это всегда ведет к гордыне, в той или иной форме, ибо лжесмирение всего лишь вид гордыни, может быть – самый непоправимый из всех), а только если созерцаем Бога и Его смирение."
Toby
Золотое перо
Протоиерей Александр Шмеман. Дневники.
"Смерть стоит в центре и религии, и культуры, отношение к ней определяет собою отношение к жизни. Она – "перевод" человеческого сознания. Всякое отрицание смерти только усиливает этот нервоз (бессмертие души, материализм и т.д.), как усиливает его и приятие смерти (аскетизм, плоть – отрицание). Только победа над ней есть ответ, и он предполагает transcensus отрицания и приятия ("поглощена смерть победой"). Вопрос в том, однако, в чем состоит эта победа. Смерть раскрывает, должна раскрыть смысл не смерти, а жизни. Жизнь должна быть не приготовлением к смерти, а победой над ней, так чтобы, как во Христе, смерть стала торжеством жизни. Но о жизни мы учим без отношения к смерти, а о смерти – безотносительно к жизни. Христианство жизни: мораль и индивидуализм. Христианство смерти: награда и наказание и тот же индивидуализм. Выводя из жизни "подготовлением к смерти", христианство обессмысливает жизнь. Сводя смерть к "тому, иному миру", которого нет , ибо Бог создал только один мир, одну жизнь, – христианство обессмысливает смерть как победу. Интерес к "загробной участи" умерших обессмысливает христианскую эсхатологию. Церковь не "молится об усопших", а есть (должна быть) их постоянное воскрешение , ибо она и есть жизнь в смерти, то есть победа над смертью, "общее воскресение".

...

Для памяти отмечу следующие важные "открытия":

– В смерти нет времени. Отсюда умолчание Христа и подлинного предания о состоянии умерших между смертью и воскресением, то есть о том, о чем больше всего любопытствует не-подлинное предание.

– Ужас умирания. Может быть, для внешних? Смерть, две недели тому назад, Мариночки Розеншильд, утонувшей спасая своих детей. Ужас этой смерти для нас. А для нее? Может быть, радость самоотдачи? Встреча со Христом, сказавшим: "Больше сея любви…"[229].

– Что исчезает в смерти? Опыт уродства этого мира, зла, текучести… Что остается? Его красота, то, что радует и тут же мучит: "Полевые пути меж колосьев и трав…" "Покой". Тот покой субботний, в котором раскрывается полнота и совершенство творения. Божий покой . Не смерти, а жизни в ее полноте, в вечном ею обладании…"

Оттуда же...

"Человек хочет быть любимым – и потому страдает. А разрешение в том, чтобы полюбить. Это божественное решение: так все "проблемы" решает Бог: любя, а не ища ответной любви."
Toby
Золотое перо
Протоиерей Александр Шмеман. Дневники
"Закон Церкви: отдаться тому, что дано, действительно не искать «своего». Ибо в том-то и все дело, что все уже «совершилось», все исполнено и все дано. И единственное назначение Церкви в мире: это «совершенство» и эту «данность» являть и давать нам… Все остальное – «от лукавого"…
Опасность: полюбить Церковь как бы «помимо» Христа. Этой любви больше, чем думают. Но Церковь – это только Христос, Его жизнь и Его дар. Искать в Церкви чего-либо кроме Христа (а это значит – опять искать себя и своего) – неизбежно «впасть в прелесть», в извращение и в пределе – в саморазрушение."
Toby
Золотое перо
И снова о.А.Шмеман:
"Начало "ложной религии" – неумение радоваться, вернее – отказ от радости. Между тем радость потому так абсолютно важна, что она есть несомненный плод ощущения Божьего присутствия. Нельзя знать, что Бог есть , и не радоваться. И только по отношению к ней – правильны, подлинны, плодотворны и страх Божий, и раскаяние, и смирение. Вне этой радости – они легко становятся "демоническими", извращением на глубине самого религиозного опыта. Религия страха. Религия псевдосмирения. Религия вины: все это соблазны, все это "прелесть". Но до чего же она сильна не только в мире, но и внутри Церкви… И почему-то у "религиозных" людей радость всегда под подозрением. Первое, главное, источник всего: "Да возрадуется душа моя о Господе…". Страх греха не спасает от греха. Радость о Господе спасает.

Чувство вины, морализм не "освобождают" от мира и его соблазнов. Радость – основа свободы, в которой мы призваны "стоять". Где, как, когда извратилась, замутилась эта "тональность" христианства или, лучше сказать, где, как и почему стали христиане "глохнуть" к ней? Как, когда и почему вместо того, чтобы отпускать измученных на свободу, Церковь стала садистически их запугивать и стращать?

И вот идут и идут за советом (сегодня – с 7.30 утра, а сейчас десять: исповедь, разговор, разговор, разговор – итого четыре человека с проблемами, не считая просьб о встречах на будущее). И какая-то слабость или ложный стыд мешают сказать каждому: "Никаких советов у меня нет. Есть только слабая, колеблющаяся, но для меня несомненная радость. Хотите?" Не хотят. Хотят разговоров о "проблемах" и болтовни о том, как их "разрешать". Нет, не было большей победы диавола в мире, чем эта "психологизация религии". Доказательство: все что угодно есть в психологии, одно в ней абсолютно невозможно, немыслимо и недопустимо: радость."
Toby
Золотое перо
Отец А.Шмеман.
"... думаю: почему так часто люди так очевидно разрушают свою собственную жизнь, вредят себе, словно ими владеет какой-то amor fati? Казалось бы, простой эгоизм и инстинкт самосохранения должен был бы предостеречь их от этого, но нет, даже инстинкт этот перестает действовать. Действительно, налицо какая-то одержимость, реальная разрушительность страсти. Страсть же эта – «Я», то есть гордыня. Она «ангела света» превратила в диавола, она и сейчас, в сущности, одна, имеет власть губить людей. Поэтому все, что так или иначе, хоть в микроскопической дозе, причастно гордыне, причастно в ту же меру и диаволу и диавольщине. Поэтому и религия есть нарочитое поле действия диавольских сил. Все, абсолютно все в религии двусмысленно, и эту двусмысленность прояснить может только смирение, и потому на стяжание смирения направлена или должна быть направлена вся «духовная жизнь». Признаки смирения: радость . Гордыня исключает радость. Далее: простота, то есть отсутствие «оборота на себя». И, наконец, доверие – как основная установка в жизни, по отношению ко всему (это – «чистота сердца», в которой человек «узрит Бога». Признаки гордыни, соответственно, – безрадостность, сложность и страх… Все это можно проверить ежедневно, ежечасно – и следя за собой, и вглядываясь в окружающую нас жизнь."
Toby
Золотое перо
О.А.Шмеман
Одно дело говорить правду и, если нужно, "страдать" за нее. Другое – "лезть на рожон", "резать правду-матку" (или то, что – в данную минуту – ею считаешь) и видеть в каждом несогласном – врага.
Отношу это сейчас к себе. Вроде бы не люблю споры, конфликты, разборки, выяснения, но, вот, сама бросаюсь в сражение "за правду". И уже забываю, ради чего эта "правда".
Ал-Анон предлагается мне бороться, "разжать кулаки", отстраниться, отойти в сторону и пропустить Бога "вперед". Но учеба дается нелегко...
Toby
Золотое перо
о.Александр Шмеман:
Гордыня, плоть, леность : триединый источник греха, три основных измерения падшести мира и жизни. И разрушаются они только Божественной любовью, изливаемой в сердца людей: любовь – смирение, любовь – чистота, любовь – делание. "Аще любите Меня…"
Toby
Золотое перо
Тоже откликнулось:
undefined:
О Всемогущий Господь, говоривший к Аврааму, Исааку и Иакову! Сегодня мы увидели немощь нашу, но и родство Тебе. Не оставь нас!
Мы растеряны и напуганы грозной и невидимой малостью мироздания Твоего. Мы думали, что весь мир подвластен уму нашему. Прости. Сегодня Ты смиряешь гордыню нашу, ибо мы оказались бессильны перед микробом и вирусом. У него нет Твоих даров, но он сильнее нас, когда мы теряем Тебя.
Господь, Ты творишь невозможное! Бурю усмирил, потоп остановил, Лазаря воскресил. Никто, кроме Тебя не поможет нам. Помоги.
Овцы Твои вновь не послушны Тебе. Прости.
Неведомые силы готовы отнять у нас жизнь. Пощади!
Останови, развей, запрети слепой стихии, готовой победить нас. Перемени гнев на милость. Яви чудо милости Твоей. Ты море красное разделил, солнце вспять повернул, народ Свой в пустыне накормил.
Нас спаси от язвы, от мора и гибели. Сохрани жизнь всем нам, нашим детям и старикам.
Но прежде, молим Тебя всей Церковью нашей, всем миром нашим и каждой душой, любящей Тебя – не дай нам оставить Тебя, веру утратить, о Слове Твоем забыть. Не позволь нам испугаться вируса больше, чем Тебя потерять.
Научи в эти дни заново верить, молиться, каяться, понимать и благодарить Тебя. Благодарим за святую Евхаристию, за Тайную Вечерю, за Тело и Кровь Твои. Обнови наше доверие и послушание Тебе. Сохрани нашу общину в единстве и верности Тебе, Церкви, Таинствам и друг другу.
Помоги начать сначала путь веры к Тебе.
Господь и Бог, вся надежда наша на милость и долготерпение Твои. Аминь.


|
Перейти на форум:
Страницы: Первая Предыдущая 2 3 4 5
Быстрый ответ
У вас нет прав, чтобы писать на форуме.