Главная » Группы » Classic-Club » Блог клуба Любители классики » О чувствах и порывах столетней давности

О чувствах и порывах столетней давности

0
Голосов: 0
Автор: Охо-хо-хо
Опубликовано: 2527 дней назад ( 2 августа 2013)
Рубрика: Литература
Редактировалось: 2 раза — последний 2 августа 2013
Еще две книги я перечитал и все больше понимаю, как изменилось мое отношение и к героям и к их поступках.
Эти две книги «Нетерпение сердца» Цвейга и «Поединок» Куприна оказались на удивление очень похожи – и там и там – два совсем молодых офицера в самом начале службы один в австрийской (Антон Гофмиллер «Нетерпение сердца»), другой - в русской (Ромашов «Поединок) армиях. Одно время -канун первой мировой войны) – прошло чуть больше ста лет. И практически одни те же обстоятельства их жизни, которые привели к гибели одного из них и к бесцельному существованию под гнетом чувства вины другого.
И я сделал один обобщающий вывод о причинах трагедий человеческих судеб начала прошлого века. Этот вывод я приведу в конце этой моей записи.
Но сначала кратко о содержании, о своем отношении к героям и две небольшие ключевые вырезки из фильмов, которые я все-таки нашел на youtube.
«Нетерпение сердца». Помню свою юношескую реакцию – трусливый герой, который оказался не способным ответить на чувства, влюбленной девушки. И помнил еще эпиграф к этой книге о двух видах сострадания – деятельном и пассивном. И все. Теперь же понимание стало, если можно так выразиться, более глубоким. Антон – человек, сострадание которого было действительно настоящим и искренним. Но он был еще очень молод и страх, того, что над ним будут смеяться, что в его действиях будут видеть корысть (Эдит – девушка-инвалид была единственной дочерью и наследницей самого богатого человека в округе, который для её счастья готов был пожертвовать всем). Мне почему то сейчас трудно представить молодого человека, который отказался бы от перспективы за счет любящей его девушки, обеспечить свое будущее и сделать блестящую карьеру.*
Но у Антона уже зарождалось более глубокое чувство, чем сострадание и тут для его неопытной души пришло новое испытание – тщеславие, которого он не выдержал. Меня просто шокировала часть романа, в которой описывается его состояние во время ужина, когда происходит их с Эдит помолвка
Цитирую целиком Та как состояние молодого человека описана очень шикарно:
отрывок из Нетерпения сердца
И вот в этом своем состоянии он собирается уже покинуть это гостеприимный дом, но … … Эдит, в своем чувстве выходит его провожать и делает невозможное – она делает к нему свои первые шаги. Это наверное было бы чудо, которое смогло сделать его и её счастливыми на всю жизнь. Но тщеславие такая штука: она с иллюзорной высоты низвергает в реальность, которая представляется в самых черных тонах. Страх за свое будущее, мгновенное замешательство и испуг: и Антон убегает, чтобы уже не вернуться.
Вот вырезанный сюжет из фильма.



В смятении он все глубже погружается в своем падение – врет друзьям, отказывается от невесты и уже на грани самоубийства бежит из полка. Но проходит смятение и чувства офицера ведут его обратно. Но слишком поздно – война все перемешивает и трагедия, которая должна была случиться – случается. Чуда не происходит…

«Поединок», как реальность российской армии начала прошлого века выглядит более мрачно и беспросветно. Правда чувства главного героя к Александре более явно выражены, но она замужем и имеет свою цель в жизни, места в которой Ромашову нет. И эта линия все-таки не была главной в повести Куприна. Главное – сама личность Ромашова, человека, который может любить, чувствовать, сопереживать со своим собственным представлением добра и зла. Но мощная машина под названием «Русская армия начала XX века» ломает его, делает невозможными все его порывы. В отдаленном гарнизоне Ромашов обречен скатываться в алкоголь, дешевые связи, скуку, ежедневную тупую муштру... Для него только Александра – свет.
Опять обстоятельства и тоже испытание для героя, которые он все-таки кажется, что преодолевает и готов расстаться с армией. Но уже другим обстоятельствам под видом женщины, под именем «Александра» Ромашов противостоять не может, и погибает.
Если раньше я смотрел на Александру глазами Ромашова и винил её мужа, который обманул её и застрелил Ромашова, нарушив свои обещания. То сейчас мне кажется, что сама женщина пошла на обман, чтобы обезопасить карьеру своего мужа. Как же она теперь будет жить с этим? Все это Куприн оставил домысливать нас – читателей. И Александра у каждого разная
В этом эпизоде фильма – обман Александры (или ее мужа) и гибель Ромашова


Но вот. А теперь об обобщающем выводе, о котором я предупреждал в начале записи.
Трагедия и Антона и Ромашова обусловлена тем, что они не смогли прислушаться к своим чувствам и противостоять общественному мнению. Устройство их натуры не вписывалось в общепринятые нормы. У ребят были душевные качества, но не было сил духовных. В их жизни не было Бога

• Интересен вопрос: как много людей могут сейчас в нашей среде представить себе молодого человека 20 лет, который откажется от перспективы жениться на молодой, богатой девушке. Папа, которой обещает своими связями обеспечить карьеру и скоро отбыть в лучший мир Учитывая, что девушка инвалид на всю жизнь.
0 просмотров
Комментарии (13)