Есть такое расхожее выражение "Женская мудрость". Но почему-то нет, или слышится редко "мужская мудрость". Вот и хочу рассказть итсрию мною не так давно прочитанную о Мужской мудрости Раньше эта книга у меня была в череде других книг с хорошими отзывами. Да и только – прочитать её мне все было недосуг. И вот она попалась мне в руки в поисках очередного «чтива» при просмотре книжного шкафа, и спросил я у Кати – читала ли она её? «Да, конечно» - был ответ – настоятельно рекомендую!» И вот - Харпер Ли «Убить пересмешника» Первые несколько глав книги меня толко заинтересовали, ну а дальше … … мне уже было сложно оторваться и я уже с нетерпением ожидал часы чтения, которые всегда совпадали с прогулками внучки - дед на скамейке с книжками, внучка в песочнице или на качелях - идиллия. Повествование ведется от имени семилетней девочки и такой ракурс чтения был для меня несколько непривычен. До тех пор, пока не стал приобретать явственные очертания самый интересный образ отца детей – Аттикуса. Я видел в нем незаурядного и необычного человека, но не было какой-то завершенности образа. Я никак не мог визуально представить его. И тогда я скачал фильм с торрентов и стал параллельно и смотреть его и читать эту книгу. Причем чтение опережало просмотр. И Грегори Пек своей игрой дополнил образ этого человека. А продолжая читать книгу, я уже представлял в роли Аттикуса именно Грегори Пека. А уже после прочтения я пытался выделить, что именно импонирует меня в этом человеке. И буквально только вчера (книгу я прочитал несколько дней назад) я вывел определил для себя главное качество Аттикуса – мужскую, зрелую мудрость. Впрочем - каждый волен сам трактовать это качество. Я как-то невольно провел параллель с известным персонажем отечественной кино с … ..вчера вечером, уже в постели обсуждали с Катей эту книгу и я задал ей вопрос об этом. М долго смеялись, потому что ответ был одинаковый – это учитель в исполнении В. Тихонова из фильма 70-х годов «Доживем до понедельника». Но это 70-е годы. Наверное мы мало смотрим современные фильмы. Но вдвоем мы не смогли припомнить подобного образа выведенного в отечественных и в зарубежных картинах. Место людей с простой житейской человеческой мудростью просто заняли брутальные «мачо». Может быть мы ошибаемся -так есть ли в фильмах последнего десятилетия современный герой, мужчина, который на первое место в своей жизни ставит воспитание детей в духе честности, справедливости, терпимости, любви ... Хочу сказать, что такое параллельное чтение книги с просмотром фильма показало мне насколько различно восприятие сюжета и персонажей. В фильме (а он безусловно замечателен - «оскароносец») очень много чего пропущено не только второстепенных нюансов, но и важных с точки зрения создания образов эпизодов или диалогов героев Аттикус – «не от мира сего». Он чрезвычайно скромен и бесконечно добр. Но он не демонстрирует эти свои качества. Он ими живет и они определяют его поступки, которые не понятны ни жителям городка, ни, в начале книги, его детям. В первую очередь Джиму, который очень хочет гордиться своим папо. Но как? Вот его сотоварищ, гордится своим папой, который забивает прекрасные голы за местную футбольную команду. А Аттикус вроде бы как ms ничего из себя не представляет и на вопросы Джима (сын) и "Глазастика" дочь отвечает, что он "... уже стар". Более того – именно из-за папы и его дурацких принципов они - и «Глазастик» и Джим - вынуждены терпеть многочисленные оскорбления в свой адрес своих друзей, без права отвечать тем же. Все потому, что папа – «чернолюб –чернопуп» Тут характерный эпизод, которого нет в фильме. Но мне кажется, что он очень важен. Очень престарелая и вздорная соседка - старуха оскорбила при детях их отца – Аттикуса. И Джим от бессилия и боли порубил все цветы в её полисаднике. Естественна реакция Аттикуса- отправить Джима за извинениями. Но извинений мало. Требования в наказание от старухи для ребенка 14 лет еще более жетки: ухаживаить за полисадником, пока не вырастут новые цветы и … ежевечерне читать ей перед сном книгу в течении целого месяца. Представлю реакцию детей. Но Аттикус был непреклоне и я думаю, что этот урок смирения для 13 летнего мальчика и 7- летней девочки оказался очень ценным. Гораздо ценней одежды, игрушек, праздников, развлечений. Потому что тогда, когда ребята читали эту книгу этой страхе они увидели насколко больна эта женщина и какие боли она испытает. И чем для неё были эти порушенные цветы. Это был урок прощения и понимания в лабораторных условиях, котрый ой как пригодится в жизни. Очень сильный урок. Ниже эпизод, который я вырезал из фильма - плевок подлеца и негодяя Боба Юэла в лицо Аттикусу. При других постронних людях и при сыне. Естественна реакция Атткинса, которую он сразу же давит в себе. Мне хочется, чтобы вы посмотрели этот эпизод и высказали свое мнение: какие чувства вызвал этот эпизод у Аттикуса, у Джима, у присутствующих, у Юэла? У меня есть свое мнение – скажу после. Еще дело в том, что об этом и предыдущем (о старухе) эпизодах я рассказал соседской девочке (12 лет) и она очень удивилась реакцией Аттикуса в обоих случаях. Я как смог - объяснил ей, но понимания все равно не нашел. Сейчас ищу более убедительные аргументы
Еще хотелось сказать о том, что Аттикус, при всех его замечательных качествах, очень одинок в этом городе. И вообщем-то неплохие люди, находящиеся в плену предрассудков противостоят ему. Но это толпа и сознание толпы такое – агрессивное, непримиримое, жаждущее крови и зрелищ. И на вопрос своих детей «Почему так?», он отвечает: "ужно уметь жить с другими людьми, которые имеют свое мнение, но при этом более гланвым является умение жить в ладу со своей совестью" Вот и все – заключительный кадр фильма ….
Еще две книги я перечитал и все больше понимаю, как изменилось мое отношение и к героям и к их поступках. Эти две книги «Нетерпение сердца» Цвейга и «Поединок» Куприна оказались на удивление очень похожи – и там и там – два совсем молодых офицера в самом начале службы один в австрийской (Антон Гофмиллер «Нетерпение сердца»), другой - в русской (Ромашов «Поединок) армиях. Одно время -канун первой мировой войны) – прошло чуть больше ста лет. И практически одни те же обстоятельства их жизни, которые привели к гибели одного из них и к бесцельному существованию под гнетом чувства вины другого. И я сделал один обобщающий вывод о причинах трагедий человеческих судеб начала прошлого века. Этот вывод я приведу в конце этой моей записи. Но сначала кратко о содержании, о своем отношении к героям и две небольшие ключевые вырезки из фильмов, которые я все-таки нашел на youtube. «Нетерпение сердца». Помню свою юношескую реакцию – трусливый герой, который оказался не способным ответить на чувства, влюбленной девушки. И помнил еще эпиграф к этой книге о двух видах сострадания – деятельном и пассивном. И все. Теперь же понимание стало, если можно так выразиться, более глубоким. Антон – человек, сострадание которого было действительно настоящим и искренним. Но он был еще очень молод и страх, того, что над ним будут смеяться, что в его действиях будут видеть корысть (Эдит – девушка-инвалид была единственной дочерью и наследницей самого богатого человека в округе, который для её счастья готов был пожертвовать всем). Мне почему то сейчас трудно представить молодого человека, который отказался бы от перспективы за счет любящей его девушки, обеспечить свое будущее и сделать блестящую карьеру.* Но у Антона уже зарождалось более глубокое чувство, чем сострадание и тут для его неопытной души пришло новое испытание – тщеславие, которого он не выдержал. Меня просто шокировала часть романа, в которой описывается его состояние во время ужина, когда происходит их с Эдит помолвка Цитирую целиком Та как состояние молодого человека описана очень шикарно:
отрывок из Нетерпения сердца
В тот вечер я был бог. Я сотворил мир и увидел, что в нем все хорошо и справедливо. Я сотворил человека, лоб его был чист, как утро, а в глазах радугой светилось счастье. Я покрыл столы изобилием и богатством, я взрастил плоды, даровал еду и питье. Свидетели щедрот моих громоздились передо мной, словно жертвы на алтаре, они покоились в блестящих сосудах и больших корзинах, сверкало вино, пестрели фрукты, заманчиво сладостные в нежные. Я зажег свет в покоях и свет в душе человеческой. Люстра солнцем зажгла стаканы, камчатная скатерть белела, как снег, — и я с гордостью ощущал, что люди полюбили свет, источником которого был я; и я принимал их любовь и опьянялся ею. Они угощали меня вином — и я пил до дна, потчевали плодами и разными кушаньями — и дары их веселили мое сердце. Они дарили меня благодарностью и преклонением — и я принимал их восторги, как принимал еду и питье, как принимал все их жертвоприношения. В тот вечер я был бог. Но не взирал равнодушно с высокого трона на дело рук своих; доброжелательный и ласковый, сидел я посреди своих творений и сквозь серебряную дымку облаков смутно различал их лица. По левую руку сидел старец; великий свет доброты, что струился от меня, разгладил морщины на его лбу и прогнал тени, омрачавшие его глаза; я избавил его от смерти, он говорил голосом воскресшего и с благодарностью приобщался к великому чуду, свершенному над ним. По правую руку сидела девушка, когда то она была больной, обреченной на неподвижность, истерзанной мыслями о недуге. Теперь свет исцеления озарял ее. Дыхание моих губ унесло ее из ада страхов в райские кущи любви, и кольцо ее, как утренняя звезда, сверкало на моем пальце. А против нее сидела другая девушка и тоже светилась благодарной улыбкой, ибо я придал красоту ее лицу и благоухающему сумраку ее волос над светлым лбом. И всех я одарил и возвысил чудом своего присутствия, и у всех мерцал в глазах зажженный мною свет, и, когда они смотрели друг на друга, мое отражение озаряло блеском их взгляд. И когда они разговаривали друг с другом — Я, и только Я, был смыслом их слов; и, даже когда мы молчали, их мысли были полны мною. Ибо Я, и только Я, был началом, основой и причиной их счастья; восхваляя друг друга, они хвалили меня, а возлюбив друг друга, они любили меня, творца их любви. А я сидел посреди, радуясь делу рук своих, и чувствовал, как хорошо быть добрым с созданиями своими. И, полный великодушия, я вместе с вином и едой поглощал их любовь и их счастье. В тот вечер я был бог. Я усмирил бурные воды тревоги и прогнал тьму из сердец. Но и свой страх я тоже прогнал, и моя душа обрела покой, как никогда в жизни. День начал клониться к вечеру, и я, вставая из за стола, почувствовал тихую грусть, известную грусть бога на седьмой день творения, когда дело уже сделано, — и моя грусть тотчас отразилась на их помрачневших лицах. Настал миг прощания. Все мы были страшно взволнованы, словно сознавали, что подошло к концу нечто единственное и неповторимое, редкие блаженные часы, которые никогда не возвращаются, как не возвращаются облака. Мне самому — впервые за все время — стало страшно покинуть девушку. Как влюбленный, я все оттягивал и оттягивал минуту разлуки с той, которая меня любила. Как было бы хорошо, подумалось мне, еще немножко посидеть возле ее постели, поглаживая нежную робкую руку и глядя, как свет счастья снова и снова озаряет ее лицо улыбкой. Но было уже поздно. Я торопливо обнял ее и поцеловал в губы. Я почувствовал, как она задержала дыхание, словно желая навеки остановить этот миг. Потом я пошел к двери, и отец провожал меня. Последний взгляд, последние слова прощания, и вот уже я покидаю этот дом и иду, свободный и уверенный, как идет человек после плодотворного труда, после свершенного подвига.
И вот в этом своем состоянии он собирается уже покинуть это гостеприимный дом, но … … Эдит, в своем чувстве выходит его провожать и делает невозможное – она делает к нему свои первые шаги. Это наверное было бы чудо, которое смогло сделать его и её счастливыми на всю жизнь. Но тщеславие такая штука: она с иллюзорной высоты низвергает в реальность, которая представляется в самых черных тонах. Страх за свое будущее, мгновенное замешательство и испуг: и Антон убегает, чтобы уже не вернуться. Вот вырезанный сюжет из фильма.
В смятении он все глубже погружается в своем падение – врет друзьям, отказывается от невесты и уже на грани самоубийства бежит из полка. Но проходит смятение и чувства офицера ведут его обратно. Но слишком поздно – война все перемешивает и трагедия, которая должна была случиться – случается. Чуда не происходит…
«Поединок», как реальность российской армии начала прошлого века выглядит более мрачно и беспросветно. Правда чувства главного героя к Александре более явно выражены, но она замужем и имеет свою цель в жизни, места в которой Ромашову нет. И эта линия все-таки не была главной в повести Куприна. Главное – сама личность Ромашова, человека, который может любить, чувствовать, сопереживать со своим собственным представлением добра и зла. Но мощная машина под названием «Русская армия начала XX века» ломает его, делает невозможными все его порывы. В отдаленном гарнизоне Ромашов обречен скатываться в алкоголь, дешевые связи, скуку, ежедневную тупую муштру... Для него только Александра – свет. Опять обстоятельства и тоже испытание для героя, которые он все-таки кажется, что преодолевает и готов расстаться с армией. Но уже другим обстоятельствам под видом женщины, под именем «Александра» Ромашов противостоять не может, и погибает. Если раньше я смотрел на Александру глазами Ромашова и винил её мужа, который обманул её и застрелил Ромашова, нарушив свои обещания. То сейчас мне кажется, что сама женщина пошла на обман, чтобы обезопасить карьеру своего мужа. Как же она теперь будет жить с этим? Все это Куприн оставил домысливать нас – читателей. И Александра у каждого разная В этом эпизоде фильма – обман Александры (или ее мужа) и гибель Ромашова
Но вот. А теперь об обобщающем выводе, о котором я предупреждал в начале записи. Трагедия и Антона и Ромашова обусловлена тем, что они не смогли прислушаться к своим чувствам и противостоять общественному мнению. Устройство их натуры не вписывалось в общепринятые нормы. У ребят были душевные качества, но не было сил духовных. В их жизни не было Бога
• Интересен вопрос: как много людей могут сейчас в нашей среде представить себе молодого человека 20 лет, который откажется от перспективы жениться на молодой, богатой девушке. Папа, которой обещает своими связями обеспечить карьеру и скоро отбыть в лучший мир Учитывая, что девушка инвалид на всю жизнь.
Красивая легенда - юная шестнадцатилетняя девушка полюбила сорокадвухлетнего мужчину и после помолвки осталась верна ему на всю жизнь. Даже узнав, что её жениха больше нет в живых. Не верится мне в такую любовь девушки шестнадцати лет. А как же женское желание супружества и детей? Замуровать себя совсем юной в обществе умных, успешных и наверное добрых молодых людей. Ради кого - иноземного графа, с которым вообще нет ничего общего. Включая язык. Чем он мог, почти в три раза её старше, очаровать ... Можно наверное списать на юность -в шестнадцать лет все чувства обострены, но ведь время проходило, память утихала, здравомыслия становилось все больше ... Но ... - чем же Кончита жила тридцать лет отказываясь верить в смерть Резанова?
Понимаю, что Вознесенский старался усилить сюжет этой реальной истории до... ...степени нереальности. Красивая сказка
Но есть факты: Кончита замуж так и не вышла, став первой монахиней в Калифорнии. После смерти Кончиты, землю с её могилы привезли в Красноярск и смещали с землей могилы графа (соединение обрученных)
Вы наверное не поверите. Но после того, как я скачал эту аудио-книгу, я её прослушал четыре раза! Приятный голос, фоновая музыка дают какое-то новое ощущение от того, что в эту книгу заложено. И может быть лучше вопринимается. Как говорил сам Ричард Бах эту историю он не выдумал. Он ему пришла вместе с именем главного героя во время прогулки по берегу моря и он просто-напросто записал её. Я ему верю. Как верю и другим людям, которые говорят, что стихи, музыка, слова. мысли приходят откуда -то свыше в минуты какого-тио вдохновения. Так и эта легендарная чайка, которая перешагнула пределы возможного, дав и нам шанс поверить в такую возможность.
Есть писатель, который стоит особняком в моей жизни. Потому что он своими книгами очень резко перевернул мое отношение к войне. Как я понимаю, до него мое представление о войне было героико-патриотическое. В школе мы изучали военное дело, играли в "Зарницу" (была такая "бойскаутская" игра раньше). Да во всем школьном воспитание был явно выражен акцент на патриотизм, на верность отчизне, на самопожертование ... Так я рос. Потом армия. И сомнений никаких не возникало: "скажет Родина "надо" - я должен ответить "Есть" ...