Главная Группы Classic-Club Блог клуба Любители классики

Блог клуба Любители классики

Для меня эта женщина в первую очередь удивительна как личность. И уже потом её работы, которые знающие люди называют гениальными и её судьба, которая вроде бы обычна, но удивительна тем, что Вивьен в неё вложила.



Если коротко, то жила - была простая женщина, Вивьен Майер – одинокая, без мужа и детей и работала няней. Наверное, эта работа обычна для одиноких женщин. И представляется, что с воспитанниками ей удавалось ладить, раз трое из них содержали её уже престарелую. А с мужчинами видимо её не удавалось ладить и может быть в этом есть тайна Загадки Вивьен Майер. А необычностью в ней было то, что эта женщина ходила повсюду с фотоаппаратом и делала снимки, так называемой категории «городской репортаж». Она фотографировала людей и городские сценки. И это была середина прошлого века.

А умерла Вивьен в одиночестве. А после её смерти один сведущий человек купил на аукционе её архив, который был выставлен за неуплату чего-то там, и, просматривая этот архив с фотографиями и аудиолентами, этот человек обнаружил фотографии, которые сравнивают сейчас с фотографиями классика Анри-Картье Брессона



Но самым удивительным в этой женщине для меня практически полное отсутствие таких качеств, как тщеславие и честолюбие. У меня просто в голове не укладывается, как можно ходить, фотографировать, и … даже не и проявлять эти снимки. Как я понимаю, она даже не видела многие свои фотографии. Она нигде не выставлялась и не публиковалась! Неужели она любила этот процесс в той степени, что результат не важен был. Видимо это и есть «Загадка Вивьен Майер», на выставку и с одноименным названием мы вчера с Катюшей и сходили в компании с нашими друзьями.

На каждого из нас выставка произвела определенное впечатление. Эти фотографии рассматриваешь, отмечаешь детали, видишь суть и представляешь жизнь Америка в середине прошлого века. При том, что главными героями фотографий Вивьен являются дети и женщины. И еще в этих фотографиях видна личность Вивьен. Есть сюжеты в фотографиях, которые я почему то невольно соединил с судьбой самой Вивьен. Не зря они очень чсто притягивает к нием её взор, её фотоаппарат – как этот снимок, где два человека, полисмена тащат в участок пьяного мужика. И я почему то увидел в этих снимках судьбу самой Вивьен. Потому что в этом и существует объяснение её одиночества, феминисткими наклонностями (которые просматриваются и в фотографиях).






Я выкладываю фотографии Вивьен, но настоятельно рекомендую на эту выставку сходить. На снимках Америка тех лет становится понятней. Я еще в её снимках вижу любовь к женщинам, к детям и … … неприязнь к мужчинам и её личная трагедия, выраженная в её одиночестве. Её тоска по обыкновенному женскому счастью. Впрочем -все это может быть моими догадками..




И еще рекомендую сходить на эту выставку, потому что фотографии на ней совершенно иные в части восприятия, чем фотографии в Инете …

Официальный сайт о творчестве Вивьен Майер здесь - Official website of Vivian Maier
Есть такое расхожее выражение "Женская мудрость". Но почему-то нет, или слышится редко "мужская мудрость". Вот и хочу рассказть итсрию мною не так давно прочитанную о Мужской мудрости
Раньше эта книга у меня была в череде других книг с хорошими отзывами. Да и только – прочитать её мне все было недосуг.
И вот она попалась мне в руки в поисках очередного «чтива» при просмотре книжного шкафа, и спросил я у Кати – читала ли она её?
«Да, конечно» - был ответ – настоятельно рекомендую!»
И вот - Харпер Ли «Убить пересмешника»
Первые несколько глав книги меня толко заинтересовали, ну а дальше … … мне уже было сложно оторваться и я уже с нетерпением ожидал часы чтения, которые всегда совпадали с прогулками внучки - дед на скамейке с книжками, внучка в песочнице или на качелях - идиллия. smile
Повествование ведется от имени семилетней девочки и такой ракурс чтения был для меня несколько непривычен. До тех пор, пока не стал приобретать явственные очертания самый интересный образ отца детей – Аттикуса. Я видел в нем незаурядного и необычного человека, но не было какой-то завершенности образа. Я никак не мог визуально представить его. И тогда я скачал фильм с торрентов и стал параллельно и смотреть его и читать эту книгу. Причем чтение опережало просмотр. И Грегори Пек своей игрой дополнил образ этого человека. А продолжая читать книгу, я уже представлял в роли Аттикуса именно Грегори Пека. А уже после прочтения я пытался выделить, что именно импонирует меня в этом человеке. И буквально только вчера (книгу я прочитал несколько дней назад) я вывел определил для себя главное качество Аттикуса – мужскую, зрелую мудрость. Впрочем - каждый волен сам трактовать это качество. Я как-то невольно провел параллель с известным персонажем отечественной кино с …
..вчера вечером, уже в постели обсуждали с Катей эту книгу и я задал ей вопрос об этом. М долго смеялись, потому что ответ был одинаковый – это учитель в исполнении В. Тихонова из фильма 70-х годов «Доживем до понедельника». Но это 70-е годы. Наверное мы мало смотрим современные фильмы. Но вдвоем мы не смогли припомнить подобного образа выведенного в отечественных и в зарубежных картинах. Место людей с простой житейской человеческой мудростью просто заняли брутальные «мачо». Может быть мы ошибаемся -так есть ли в фильмах последнего десятилетия современный герой, мужчина, который на первое место в своей жизни ставит воспитание детей в духе честности, справедливости, терпимости, любви ...
Хочу сказать, что такое параллельное чтение книги с просмотром фильма показало мне насколько различно восприятие сюжета и персонажей. В фильме (а он безусловно замечателен - «оскароносец») очень много чего пропущено не только второстепенных нюансов, но и важных с точки зрения создания образов эпизодов или диалогов героев
Аттикус – «не от мира сего». Он чрезвычайно скромен и бесконечно добр. Но он не демонстрирует эти свои качества. Он ими живет и они определяют его поступки, которые не понятны ни жителям городка, ни, в начале книги, его детям. В первую очередь Джиму, который очень хочет гордиться своим папо. Но как? Вот его сотоварищ, гордится своим папой, который забивает прекрасные голы за местную футбольную команду. А Аттикус вроде бы как ms ничего из себя не представляет и на вопросы Джима (сын) и "Глазастика" дочь отвечает, что он "... уже стар". Более того – именно из-за папы и его дурацких принципов они - и «Глазастик» и Джим - вынуждены терпеть многочисленные оскорбления в свой адрес своих друзей, без права отвечать тем же. Все потому, что папа – «чернолюб –чернопуп»
Тут характерный эпизод, которого нет в фильме. Но мне кажется, что он очень важен. Очень престарелая и вздорная соседка - старуха оскорбила при детях их отца – Аттикуса. И Джим от бессилия и боли порубил все цветы в её полисаднике.
Естественна реакция Аттикуса- отправить Джима за извинениями. Но извинений мало. Требования в наказание от старухи для ребенка 14 лет еще более жетки: ухаживаить за полисадником, пока не вырастут новые цветы и … ежевечерне читать ей перед сном книгу в течении целого месяца. Представлю реакцию детей. Но Аттикус был непреклоне и я думаю, что этот урок смирения для 13 летнего мальчика и 7- летней девочки оказался очень ценным. Гораздо ценней одежды, игрушек, праздников, развлечений. Потому что тогда, когда ребята читали эту книгу этой страхе они увидели насколко больна эта женщина и какие боли она испытает. И чем для неё были эти порушенные цветы. Это был урок прощения и понимания в лабораторных условиях, котрый ой как пригодится в жизни. Очень сильный урок.
Ниже эпизод, который я вырезал из фильма - плевок подлеца и негодяя Боба Юэла в лицо Аттикусу. При других постронних людях и при сыне. Естественна реакция Атткинса, которую он сразу же давит в себе. Мне хочется, чтобы вы посмотрели этот эпизод и высказали свое мнение: какие чувства вызвал этот эпизод у Аттикуса, у Джима, у присутствующих, у Юэла? У меня есть свое мнение – скажу после. Еще дело в том, что об этом и предыдущем (о старухе) эпизодах я рассказал соседской девочке (12 лет) и она очень удивилась реакцией Аттикуса в обоих случаях. Я как смог - объяснил ей, но понимания все равно не нашел. Сейчас ищу более убедительные аргументы


Еще хотелось сказать о том, что Аттикус, при всех его замечательных качествах, очень одинок в этом городе. И вообщем-то неплохие люди, находящиеся в плену предрассудков противостоят ему. Но это толпа и сознание толпы такое – агрессивное, непримиримое, жаждущее крови и зрелищ. И на вопрос своих детей «Почему так?», он отвечает: "ужно уметь жить с другими людьми, которые имеют свое мнение, но при этом более гланвым является умение жить в ладу со своей совестью"
Вот и все – заключительный кадр фильма ….

Еще две книги я перечитал и все больше понимаю, как изменилось мое отношение и к героям и к их поступках.
Эти две книги «Нетерпение сердца» Цвейга и «Поединок» Куприна оказались на удивление очень похожи – и там и там – два совсем молодых офицера в самом начале службы один в австрийской (Антон Гофмиллер «Нетерпение сердца»), другой - в русской (Ромашов «Поединок) армиях. Одно время -канун первой мировой войны) – прошло чуть больше ста лет. И практически одни те же обстоятельства их жизни, которые привели к гибели одного из них и к бесцельному существованию под гнетом чувства вины другого.
И я сделал один обобщающий вывод о причинах трагедий человеческих судеб начала прошлого века. Этот вывод я приведу в конце этой моей записи.
Но сначала кратко о содержании, о своем отношении к героям и две небольшие ключевые вырезки из фильмов, которые я все-таки нашел на youtube.
«Нетерпение сердца». Помню свою юношескую реакцию – трусливый герой, который оказался не способным ответить на чувства, влюбленной девушки. И помнил еще эпиграф к этой книге о двух видах сострадания – деятельном и пассивном. И все. Теперь же понимание стало, если можно так выразиться, более глубоким. Антон – человек, сострадание которого было действительно настоящим и искренним. Но он был еще очень молод и страх, того, что над ним будут смеяться, что в его действиях будут видеть корысть (Эдит – девушка-инвалид была единственной дочерью и наследницей самого богатого человека в округе, который для её счастья готов был пожертвовать всем). Мне почему то сейчас трудно представить молодого человека, который отказался бы от перспективы за счет любящей его девушки, обеспечить свое будущее и сделать блестящую карьеру.*
Но у Антона уже зарождалось более глубокое чувство, чем сострадание и тут для его неопытной души пришло новое испытание – тщеславие, которого он не выдержал. Меня просто шокировала часть романа, в которой описывается его состояние во время ужина, когда происходит их с Эдит помолвка
Цитирую целиком Та как состояние молодого человека описана очень шикарно:
отрывок из Нетерпения сердца
И вот в этом своем состоянии он собирается уже покинуть это гостеприимный дом, но … … Эдит, в своем чувстве выходит его провожать и делает невозможное – она делает к нему свои первые шаги. Это наверное было бы чудо, которое смогло сделать его и её счастливыми на всю жизнь. Но тщеславие такая штука: она с иллюзорной высоты низвергает в реальность, которая представляется в самых черных тонах. Страх за свое будущее, мгновенное замешательство и испуг: и Антон убегает, чтобы уже не вернуться.
Вот вырезанный сюжет из фильма.



В смятении он все глубже погружается в своем падение – врет друзьям, отказывается от невесты и уже на грани самоубийства бежит из полка. Но проходит смятение и чувства офицера ведут его обратно. Но слишком поздно – война все перемешивает и трагедия, которая должна была случиться – случается. Чуда не происходит…

«Поединок», как реальность российской армии начала прошлого века выглядит более мрачно и беспросветно. Правда чувства главного героя к Александре более явно выражены, но она замужем и имеет свою цель в жизни, места в которой Ромашову нет. И эта линия все-таки не была главной в повести Куприна. Главное – сама личность Ромашова, человека, который может любить, чувствовать, сопереживать со своим собственным представлением добра и зла. Но мощная машина под названием «Русская армия начала XX века» ломает его, делает невозможными все его порывы. В отдаленном гарнизоне Ромашов обречен скатываться в алкоголь, дешевые связи, скуку, ежедневную тупую муштру... Для него только Александра – свет.
Опять обстоятельства и тоже испытание для героя, которые он все-таки кажется, что преодолевает и готов расстаться с армией. Но уже другим обстоятельствам под видом женщины, под именем «Александра» Ромашов противостоять не может, и погибает.
Если раньше я смотрел на Александру глазами Ромашова и винил её мужа, который обманул её и застрелил Ромашова, нарушив свои обещания. То сейчас мне кажется, что сама женщина пошла на обман, чтобы обезопасить карьеру своего мужа. Как же она теперь будет жить с этим? Все это Куприн оставил домысливать нас – читателей. И Александра у каждого разная
В этом эпизоде фильма – обман Александры (или ее мужа) и гибель Ромашова


Но вот. А теперь об обобщающем выводе, о котором я предупреждал в начале записи.
Трагедия и Антона и Ромашова обусловлена тем, что они не смогли прислушаться к своим чувствам и противостоять общественному мнению. Устройство их натуры не вписывалось в общепринятые нормы. У ребят были душевные качества, но не было сил духовных. В их жизни не было Бога

• Интересен вопрос: как много людей могут сейчас в нашей среде представить себе молодого человека 20 лет, который откажется от перспективы жениться на молодой, богатой девушке. Папа, которой обещает своими связями обеспечить карьеру и скоро отбыть в лучший мир Учитывая, что девушка инвалид на всю жизнь.
Красивая легенда - юная шестнадцатилетняя девушка полюбила сорокадвухлетнего мужчину и после помолвки осталась верна ему на всю жизнь. Даже узнав, что её жениха больше нет в живых.
Не верится мне в такую любовь девушки шестнадцати лет. А как же женское желание супружества и детей? Замуровать себя совсем юной в обществе умных, успешных и наверное добрых молодых людей. Ради кого - иноземного графа, с которым вообще нет ничего общего. Включая язык. Чем он мог, почти в три раза её старше, очаровать ... Можно наверное списать на юность -в шестнадцать лет все чувства обострены, но ведь время проходило, память утихала, здравомыслия становилось все больше ...
Но ... - чем же Кончита жила тридцать лет отказываясь верить в смерть Резанова?

Понимаю, что Вознесенский старался усилить сюжет этой реальной истории до... ...степени нереальности. Красивая сказка

Но есть факты:
Кончита замуж так и не вышла, став первой монахиней в Калифорнии.
После смерти Кончиты, землю с её могилы привезли в Красноярск и смещали с землей могилы графа (соединение обрученных)

Вы наверное не поверите. Но после того, как я скачал эту аудио-книгу, я её прослушал четыре раза!
Приятный голос, фоновая музыка дают какое-то новое ощущение от того, что в эту книгу заложено. И может быть лучше вопринимается.
Как говорил сам Ричард Бах эту историю он не выдумал. Он ему пришла вместе с именем главного героя во время прогулки по берегу моря и он просто-напросто записал её. Я ему верю. Как верю и другим людям, которые говорят, что стихи, музыка, слова. мысли приходят откуда -то свыше в минуты какого-тио вдохновения.
Так и эта легендарная чайка, которая перешагнула пределы возможного, дав и нам шанс поверить в такую возможность.

Сюда аудиофайл не удалось вставить
Даю ссылку на приличный хостинг - Р. Бах "Чайка по имени Джонотан Ливингстон"
Время прослушивания - чуть больше часа
Ожидание Праздника.
С начала прошлой недели меня охватило предчувствие, предвосхищение новогодних праздников. Есть в этом ожидании что-то волшебное, сказочное, родом из детства. И музыка М.Таривердиева очень "вписалась" в настроение.
Я люблю тебя, Россия
Вот есть песни, которые запоминаются на всю жизнь и через всю жизнь проходят. Такой песней для меня стала "Я люблю тебя Россия" в исполнении Галины Ненашевой, которую я услышал ... ... в восьмом классе. Я первый раз увидел и услышал как поют, я бы назвал, проникновенно. Она вся отдается песне и я смотрел на неё и удивлялся. Я помню то свое состояние. Я запомнил её улыбку, её выражение лица и её короткую стрижку.
Я помню как пел эту песню в армии, на посту (служба постовая, и стоя нам нем я не стесняясь горланил один и тот же репертуар, и "Я люблю тебя Россия" исполнялась мной среди самолетов и складов ГСМ регулярно. smile
Я затягивал эту песню за столом в подпитие и тогда, когда во мне вплывали какие-то патриотические чувства. Только вот не слышал я того проникновенного голоса много лети.
Но вот слава Интернету вообще и youtube в частности. Есть эта песня именно в исполнении Ненашевой.
Я именной этой песней я открываю очередную тему в Classic Club посвященную песням о России.

Романс-любовь моя....
Романс люблю и с каждым годом моя любовь только усиливается. Романс формировал мой музыкальный вкус в юности. С уроков литературы и занятий литературного кружка, где мы с учителем литературы, и ныне здравствующей (дай ей, Господи, здоровья и долгих лет) слушали пластинки с романсами на стихи А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева. Было интересно слышать знакомые стихи, принимающие совершенно новое звучание в музыке. Пыталась даже научиться играть на гитаре, чтобы подигрывать себе, но увы или мой учитель где-то заблудился или мне не хватило самостоятельности, но играть на гитаре я так и не научилась Казалось бы откуда взяться у меня любви к хорошей музыке? Ведь родилась в деревне, где музыкальной школы и помине не было, уроки музыки были крайне редки, потому как вечное отсутствие учителя. Музыку слушала только по радио и из телевизора, ну и пластинки, да из живой музыки на семейных праздниках, когда дядя пел хорошо поставленным от природы баритоном украинские и казачьи песни. Но сколько себя помню, столько и помню, что пела и участвовала в самодеятельности. После школы мне прочили блестящую будущность в Вузе, а я поступила в пед.училище на воспитателя дошкольника. (Помню,как счастливая после поступления встретила учительницу географии , и та, узнав, что я поступила в педучилище, с досадой отвернулась от меня и ушла). И только потому, что в этом училище учили изобразительному искусству , музыке, танцам. «Институт благородных девиц» так мы в шутку его называли. В училище я «вдруг» стала рисовать, хотя до этого считалось, что рисовать я не умею. Рисунок у нас преподавал старенький художник , увидев мою работу, помолчал и сказал: «В этом рисунке есть душа.» Я сначала удивилась, а только потом обрадовалась. Уроки сольфеджио, фортепиано, народных танцев и ритмики, выразительного чтения, культуры речи, изобразительного искусства стали моей жизнью. Я была так наполнена всем этим, и неудивительно, что моя младшая сестра после восьмого класса поступила туда же.
Именно в то время я стала бывать на гастрольных спектаклях, так как своей труппы в городе не было. Покупала абонемент на год и ходила на все концерты и спектакли.
Конечно, не все было идеально, с сожалением вспоминаю как прогуливала Историю живописи или основы искусствоведения, думая, что мне это не пригодится в жизни. Сейчас меня это очень интересует. Все это развивало мой художественный вкус и избирательность. Перечитала еще раз, чтобы определить, не преукрашиваю ли я прошлое? Нет, так и было. Было ощущение огромного счастья, хотя жила очень скромно в общежитии с двумя подружками.
Моя дипломная работа была по изобразительному искусству. Кажется, что не до ни после я уже не рисовала так вдохновенно и хорошо. Жаль, что не осталось ни одной работы.
Ну да, ведь я о романсе. Вчера услышала романс на стихи И.Бродского «Пролитую слезу»в исполнении П.Агуреевой и была поражена красотой, изяществом исполнения. Как слово И.Бродского необычно зазвучало. И много много мыслей он во мне всколыхнул, что и вылилось в это сочинение.
Есть писатель, который стоит особняком в моей жизни. Потому что он своими книгами очень резко перевернул мое отношение к войне.
Как я понимаю, до него мое представление о войне было героико-патриотическое. В школе мы изучали военное дело, играли в "Зарницу" (была такая "бойскаутская" игра раньше). Да во всем школьном воспитание был явно выражен акцент на патриотизм, на верность отчизне, на самопожертование ... Так я рос. Потом армия. И сомнений никаких не возникало: "скажет Родина "надо" - я должен ответить "Есть" ...
Вспомнила строки из песни, еоторую пели Никитины ипо-моему, Долина в моей давней жизни ("до"...)
Она, эта песня, заменяла мне тогда Шаги, открывшиеся за следующим поворотом.
Я была в депрессии, всё, что я помню об этом времени-это поэзия Серебряного века,читаемая мною днём и ночью, музыка в консерваторских залах. И всё это-в антураже ноябрьской темноты и сырости, перемешанной со снегом, и меня, полузамерзшей, бредущей хоть куда-нибудь по московским улицам..И конечно же, с музыкой и песнями бардов.
Они меня "держали". Удерживали, несли, подсказывали.....


Я предлагаю открыть в нашем клубе раздел "Барды".

Наверное, нужно бы начать с Булата Шалвовича- вчера мы с мужем слушали его "Молитву Франсуа Вийона"-и я почувствовала: заложил-таки!Спел он нам в детстве, отрочестве и юности такое-что Шаги были позже приняты безоговорочно, хотя сразу и не поняты.:))))...
НО всё же-вот что сейчас я хотела бы положить началом- то, что сейчас тихо играет в душе:

"На стоянке"
Плыл кораблик вдоль канала,

там на ужин били склянки,

тихо музыка играла
на Ордынке, на Полянке.
Так названивают льдинки

возле елочного зала.

На Полянке, на Ордынке

тихо музыка играла…
Так бурликал на Полянке

тот ручей, где я играла,
на Ордынке, на Полянке

тихо музыка играла.
Я как раз посерединке

жизни собственной стояла.

На Полянке, на Ордынке

тихо музыка играла…
Я снаружи и с изнанки

ткань судьбы перебирала,
на Ордынке, на Полянке

тихо музыка играла.
Тихо музыка играла

на Полянке, на Ордынке.

Мама стекла вытирала,

где в обнимку мы на снимке.
Бумазейкой вытирала,

просветляя облик в рамке,

тихо музыка играла
на Ордынке, на Полянке.
Это было на стоянке,

душу ветром пробирало.
На Ордынке, на Полянке

тихо музыка играла…

Юнна Мориц