Главная » Блоги » Из Беларуси » По Третьему Шагу

По Третьему Шагу

+3
Голосов: 3
Автор: Евномий
Опубликовано: 2198 дней назад (12 сентября 2013)
Рубрика: Шаги
- Как я отношусь к тому, чтобы препоручить мою жизнь Высшей Силе для руководства?
- Как я узнаю, кто или что является моей Высшей Силой?
- Хочу ли я попытаться препоручить решение моих проблем? Что могло бы помочь мне захотеть этого?

Эти вопросы для меня «не звучат». Возможно, потому, что я уже давно в Церкви.

- Каким образом я могу прекратить обдумывать, взвешивать последствия, пытаться и вместо этого действительно принять решение?

Вообще-то, доверие Богу и препоручение Ему жизни и воли не означает снятие с себя ответственности и необходимость отключить разум. Я должен перед принятием решения обдумать и взвесить. Другой вопрос, что не нужно «застревать» в сомнениях, и нужно понимать, что конечные результаты от принятия решения далеко не полностью и не всегда зависят от меня. И здесь как раз пространство для вручения результатов в руки Божии. И если я готов по-настоящему принять, что получится - как факт, как данность – я и не буду «застревать» на процессе обдумывания и взвешивания, мучаясь нерешительностью. Вера в личного Бога-Промыслителя – дает мужество и уверенность.


- Сталкивался ли я с проблемой принятия решений в своих жизненных ситуациях? Приведите примеры.

Когда вставали глобальные вопросы личной жизни (выбор пути, трудоустройство) - были, конечно, сомнения, колебания, тревоги, но почему-то серьезных проблем не возникало. Я как-то всегда с легкостью отдавал эти вопросы на течение самой жизни, даже когда еще не был христианином. Возможно, правда, потому, что не чувствовал по-настоящему важности этих шагов, что они повлияют и на дальнейшую жизнь, относясь где-то к ним инфантильно. Помню, как почти не переживал, что не поступил в библиотечный техникум, не хватило одного балла (способности же были). А сейчас понимаю, что это и в самом деле просто был не мой путь. Ну, а затем уже, по приходе в Церковь – в самом деле был готов эти вопросы доверить Богу.

- Если я не в состоянии принять определённое решение, что меня сдерживает?

Обычно – недостаток информации о ситуации и ее подоплеке. Тогда считаю, что с решением лучше не спешить, если позволяет время.

- Доверяю ли я своей Высшей Силе заботу обо мне?

Думаю, что да. Хотя трудно подчас определить, где доверие ВС, а где просто несерьезное восприятие жизни, отсутствие серьезного опыта выживания. Давно стал забывать, что такое недоедать и что такое отсутствие финансов на покупку предметов первой необходимости. Часто кажется, что все само собой как-то или иначе должно образоваться, и «все пройдет».

- Как Третий Шаг мог бы мне помочь не ввязываться в ситуации, создаваемые другими?

Он уже начинает помогать. Особенно в ситуациях, относящихся к близким зависимым, и любимому центру реабилитации, к которому привязался, но в коллективе которого возникало немало внутренних противоречий и проблем, угрожавшими центру серьезным кризисом.

- К каким последствиям привело моё навязчивое внимание к проблемам других людей?

Оказывал «медвежьи услуги», «примирял лбами», оттягивал время, когда осознал по-настоящему собственную пустоту, чтобы затем заняться ее наполнением.


- Когда я "позволяю событиям идти своим чередом и полагаюсь на Бога" в Его заботе о моей жизни, хочу ли я следовать указаниям, которые получаю?

Я не помню, чтобы получал какие-то прямые указания «свыше». Такие «откровения», включая приходящие мысли и чувства (воспринимаемые как «подсказки» «извне»), у меня могут вызвать только реакцию отторжения. Я им не доверяю. Гораздо безопаснее, на мой взгляд, основанный на опыте Церкви, именно доверять Богу, направляющему череду событий согласно Его Промыслу.

- Как я препоручаю какую-либо ситуацию и позволяю, чтобы результаты появились в естественном ходе событий?

На самом деле, если ход событий противоречит моим ожиданиям и интересам, то поначалу вызывает неприятие и желание переиначить. Принятие - с миром или с унынием - приходит уже потом. Я только начинаю учиться препоручению, «разжимая пальцы». Получается – через раз. Как препоручаю (когда получается)? Просто внутренне соглашаюсь с тем, чтобы события привели к тому, к чему приведут, даже если у меня есть определенные ожидания и интересы. На настоящий момент наиболее ярко это проявилось в том, что, при последних кризисах, я на какой-то момент смог внутренне, в своем сознании, позволить реабцентру закрыться, если он не сможет выжить. Хотя это принятие возможного будущего далось очень нелегко, после эмоциональной немалой боли и проигрывания моих больных ролей. Правда, когда «позволил закрыться», реабцентр как-то сам собой стал оживать и чувствует себя очень даже неплохо.

- Как я могу остановить себя от попыток забрать назад свою волю?

Усилием воли же, напоминанием себе принципов Ал-Анона и Евангелия, специальным внутренним настраиванием на отдачу. Но на самом деле, получается слабо. Легче препоручить жизнь (чтобы Бог заботился – разумеется, согласно моим ожиданиям, или, по крайней мере, чтобы было не слишком больно). А вот волю – не хочется. Слишком в меня въелось своеволие. Поэтому и прорабатывать 3-ий шаг мне очень тяжело. Я и пишу эти вопросы, чтобы хоть как-то понудить себя к работе по этому Шагу (сами по себе вопросы во мне мало откликаются, по сравнению с вопросами первого Шага).

- Что я делаю, когда любимые мною люди принимают решения, которые мне не нравятся?

Если не удается переубедить – рано или поздно доводится смиряться.

- Как я могу позволить любимым мною людям искать и выбирать их жизненный путь, также как я это делаю сам?

Благодаря полученному в Ал-Аноне новому пониманию устройства жизни и человеческих взаимоотношений. Это постепенно приходящее понимание от-личности их жизни от моей.

- Что мне нужно сделать, чтобы попытаться увидеть других такими, какими их видит Бог?

Считаю, что в этом и состоит христианское искусство – научиться смотреть на мир глазами Бога. Читать Новый Завет, упражняться в христианских добродетелях. Очень помогают запавшие мне слова старца Паисия Святогорца – о двух типах зрения. Есть люди, которые смотрят на мир глазами пчелы, видя цветы. А есть – смотрящие глазами мухи, видя навоз. Когда я их вспоминаю, в самом деле как-то меняется зрение. Но много мешают усвоенные стереотипы, привычка мерять «своим аршином».

- Как я могу выражать волю Бога в своих действиях и словах, обращённых к другим людям, включая алкоголика?

На это не претендую. Важнее – просто не мешать Ему Самому сказать им необходимое для них. Для этого и существует принцип принятия своего бессилия и отстранения. Хотя в моей практике и были «случайные» встречи и беседы, которые по-человечески не могли быть запланированными или предугаданными (слишком много «случайных звеньев» в цепи событий, приведших нас к встрече), и после которых люди оказались в АА или Ал-Анон и благополучно выздоравливают, даже опережая меня. И я понимаю, что здесь действовал не я. А как это произошло – не знаю, и знать не собираюсь. Просто это было, и все.

Добавление.
1. Одна из главных причин трудности для меня Третьего Шага изложена в ежедневнике «День за днем в Ал-Аноне» за 8-ое сентября. Мне нужны гарантии. А поскольку гарантий, что все будет, как хочу и надеюсь – нет – мой эгоцентризм понуждает меня не отпускать ситуацию и не передавать ее в руки Бога. А вручение Ему своей воли вообще равносильно смерти.
Это очень созвучно Евангелию. «Отвергнись себя и возьми свой крест», « ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». Моя воля глубоко больна, как и сознание, как и чувства, как и тело с его страстностью. Грех (одним из главных проявлений которого является мое своеволие) для меня стал второй природой, как для алкоголика алкоголь, он вросся в меня. Он вживился во все мои капилляры и нервную систему. И поэтому отдирать его – не просто больно. Это выдирание ««по живому». Поэтому и есть в Церкви афоризмы – «в раю нераспятых нет» и «дай кровь и прими дух». Но грех, как и любой наркотик, дает еще эйфорию. Мне приятно им услаждаться, и чувствовать себя в центре мироздания. Я хочу оставаться самоценностью, пребывать в самоудовлетворенном состоянии. Чтобы жизнь текла в спокойном приятном русле, без больших трудностей и преодолении себя. Не для этого ли я и хочу, чтобы вокруг меня никто не пил, не страдал, все мило улыбались – «ты прекрасна, жизнь!». И пока я не соглашусь умереть для своеволия - я не воскресну для новой жизни. 3-ий Шаг как раз к этому и подводит, только более мягко и прикрыто, чем Евангелие. Только вот есть мысль исподтишка – а вдруг умру – но не воскресну?
2. Вторая трудность – отсутствует в описании опыта Программы, но имеется в христианском сознании. Грех – это стена между мной и Богом. Совершая грех, я разрушаю в себе образ Божий, а значит, изменяю Богу. Есть грехи, которые мне самому противны, я их не хочу совершать, я в них искренне каюсь, и они очищаются благодатью Божией. Но есть грехи, переросшие в любимые страсти, которые мне нравятся, и от которых по-настоящему не хочу избавляться. Поэтому, каждый раз после исповеди, я их вновь повторяю, это уже много лет, и я чувствую себя виновным перед Богом. И это стационарное чувство вины не дает по-настоящему раскрыться Богу, позволить Ему действовать в моей жизни («вот пусть что-то подкорректировал бы, а здесь, внутри меня – не хочу, здесь мой грех любимый, Который дороже мне Бога на данный момент»). И это же чувство вины лишает меня возможности довериться Богу, просить у Него о чем-то с верой. Ведь я знаю, что Он мою просьбу – вот, исполнит, а я ему скоро вновь отвечу изменой. Я не хочу пускать Его во всю жизнь. Я готов отдать Ему часть времени – в виде молитвы, посещения богослужения, внешнего соблюдения устава постной пищи (не отказывая при этом в излишестве и во вкусовых качествах), готов отдать ему ситуацию с алкоголиком, неприятности на работе и в семье. Готов на исповеди отдать Ему свои грехи. А дальше – извини, но это мое время, мои интересы, желания, любимые страсти – и это отдавать Тебе не хочу!
Пожалуй, эти два пункта и являются основными причинами, по которым мне трудно работать по Третьему Шагу. Неготовность, нерешительность, противление воли (ведь Шаг – как пойти по водам ко Христу – и хочется и боязно, и страшно опору в виде лодки терять, и из уюта обыденности выходить, и страх, что, отказавшись от любимой страсти, ни с чем останусь) – останавливают перед подлинным принятием решения. Это раньше я думал, что доверяю Богу и готов жить Им. Как раз Ал-Анон и открыл мне глаза на мою «христианскость». «Имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся» - это про меня.
Но я рад этому прозрению. Благодаря Третьему Шагу я стал лучше понимать себя, стал более честным по отношению к себе. И есть надежда, что рано или поздно получится. А в этом мне помогут следующие Шаги, включая Шестой и Седьмой, которыt как раз можно использовать по отношению к любимым еще грехам.
Вообще, во всей Программе Третий Шаг считаю центральным. Первые два подготавливают к нему, остальные, с 4—го по 11-ый – помогают Его исполнить. 12-ый – это уже свидетельство об обретенном опыте.
844 просмотра
Комментарии (4)