Главная » Блоги » Из Беларуси
Администратор блога: Евномий
+118 RSS-лента RSS-лента

Из Беларуси

О ложных добродетелях
Услышал историю женщины (не на группе): 4 года сожительства, затем – в страхе, что может ее бросить – сама оставила его, хотя искренне и глубоко любила. Вышла замуж не по любви, а – чтобы выйти замуж. Общий итог – два аборта и жизнь с хорошим, но не любимым человеком, с которым совершенно неприятно вступать в физическую близость. А после воцерковления – эта жизнь воспринимается как «послушание Евангелию». Обратилась к православному психологу: довела себя до неврозов во имя добродетели и несения скорбей за прошлые грехи.
После ее письма пришли мысли – для разрушения человека дьявол может наталкивать его на культивирование добродетелей, наиболее близких к его страстям. По К. Льюису:
« Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность сейчас меньше всего, одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» (Письма Баламута, письмо 25). Или – см. письмо 26 (целиком) – о самоотверженности. Вот отрывок: «Обсуждая любое совместное дело, «А» поддержит предполагаемые интересы «Б», себе в ущерб, а «Б» поступит наоборот. Часто при этом совершенно нельзя понять, чего хочет каждая из сторон. В случае удачи они будут делать то, что никому из них не хочется, причем каждый будет ощущать приятное тепло самодовольства, ожидать наград за свою самоотверженность и испытывать тайное недовольство другим, который слишком легко принял его жертву. Позже можешь отважиться на так называемую «иллюзию конфликта великодуший». Эта игра лучше всего удается, если в ней участвуют больше двух человек, например в семье с взрослыми детьми. Допустим, захотели сделать что-нибудь совершенно обыкновенное, например - попить чаю в саду. Один из членов семьи дает понять (и лучше — покороче), что ему это не нужно, но он, конечно, согласится из самоотверженности. Другие сразу берут назад свое предложение, вроде бы из самоотверженности, а в действительности потому, что не хотят быть объектом мелкого альтруизма. Но тот, первый, тоже не хочет, чтобы у него отняли упоение своей жертвой. Он уверяет, что готов делать «то, что и другие». Они уверяют, что готовы делать «то же, что и он». Страсти накаляются. Тогда кто-нибудь говорит: «Ну хорошо, тогда я вообще не хочу чаю». Начинается настоящая ссора, ведущая всех к обиде и горечи. Ясно, как это делается? Если бы каждая сторона просто следовала своим истинным желаниям, они держались бы в рамках здравого смысла и учтивости, но как раз потому, что спор вывернут наизнанку и каждая сторона борется за права другой, вся враждебность, происходящая из самодовольства, упрямства и накопившегося за последние десять лет раздражения, скрыта от них или искуплена «самоотверженностью».
Итак. Человеку со слабым здоровьем дьявол будет влагать мысли о важности строгого соблюдения постов. Склонному к чревоугодию – что нельзя поститься во вред здоровью, и что вообще, главное – духовный пост. Горделивому будет напоминать слова апостола Павла – «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» - и этим самым будет оправдываться горделивое игнорирование мнения и чувств окружающих людей. Экстравертам будет предлагаться активное социальное служение – в ущерб себе и семье, интровертам – застревание в «самокопании» под видом «бодрствования над собой» - в ущерб семейным и общественным обязанностям. А тем, кто вырос в атмосфере психологического и физического насилия, у кого много страхов в общении с людьми, нет личностных границ, – дьявол будет внушать мысли о послушании и самоотверженности. И через все эти доводимые до крайности и усиливающие страстные склонности «добродетели» - доводить людей до невроза и истощения сил, заодно отравляя атмосферу вокруг них. Не об этом ли слова ап. Павла, что сатана может преображаться в образ ангела света? И отсюда – важность «различения духов»? На тему жертвенности – сказка от Эльфики: http://www.elfikarussian.ru/zhertva-skazka-ot-ehlfiki/
Евномий +7 873 5 комментариев **
ГОСУДАРСТВО-"АЛКОГОЛИК"
Взято из: https://elitsy.ru/profile/45607/436568/
Хотя под термином «государство» обычно понимаются законодательно-исполнительные структуры, правительство, однако следует помнить, что они – «плоть от плоти» своего народа. Существование данного правительства - не случайны, как не случайны были ни князь Владимир, ни Робеспьер с Наполеоном.
1. Алкоголик вполне может понимать, что его алкоголь разрушает – однако все равно пьет. В государстве вроде есть признание, что масштабное употребление алкоголя населением приносит вред– но не способно отказаться от активной продажи алкоголя.
2. Алкоголик время от времени делает попытки контролировать употребление алкоголя («не пью до вечера»), но всякий раз эти попытки заканчиваются провалом. Государство время от времени пытается ограничить продажу алкоголя (время продажи, места продажи) – но затем отменяет ограничения.
3. Многие алкоголики, на определенном этапе, убеждают себя, что проблема – в качестве алкоголя, и переходят на употребление более «серьезной» продукции. В государстве находятся деятели, которые убеждают себя и других, что проблема алкоголизма – в качестве продукции, и ратуют за его улучшение («улучшенные плодово-ягодные вина», борьба с контрафактом).
4. У алкоголика, из-за пьянства, возникают различные болезни. В государстве возникает множество разрушительных последствий пьянства населения – преступность, ДТП, пожары и т. д.
5. У алкоголика возникают проблемы с мышлением (теряется память, способность сосредотачиваться и решать сложные задачи и т. д.). В государстве уменьшается количество людей, способных развивать науку и творчество, решать адекватно стоящие перед государством задачи.
6. У алкоголика, из-за деградации, падает качество труда. В государстве высокий процент нерентабельных предприятий и организаций, с неконкурентными товарами, на заводах – много бракованной продукции.
7. Алкоголик в своих бедах винит окружающую среду. По его убеждению, виноваты – жена, соседи, начальник и проч. В государстве живет целая идеология, согласно которой в проблемах страны виновны как внутренние враги (оппозиция, «саботажники»), или другие страны и правительства, мировые заговоры.
8. Алкоголизм неизбежно приводит алкоголика к внутренней изоляции. Государство не способно строить здоровых взаимоотношений с окружающим миром, и впадает в изоляцию различной степени.
9. Алкоголик живет памятью о прошлых заслугах и достижениях («да я первым в области по… был!»). Государство пытается поддерживать свой имидж пропагандой «славного прошлого».
10. Большинство алкоголиков, со временем, вынуждены лезть в долги, которые с каждым разом все труднее отдавать. Государство становится заложником внешних кредитов, практически с нулевой возможностью их выплачивать.
11. Деградировавший алкоголик начинает продавать вещи из собственного дома. Государство начинает продавать свои внутренние природные, производственные и прочие ресурсы.
12. Алкоголик долгое время может пытаться доказывать себе и окружению, что у него «не так уж все и плохо», что он еще не «потерян» («видите, я же вновь работу нашел!»), и что он способен контролировать свою жизнь. А трудности – временные. Государство через СМИ активно пытается убеждать население, что «трудности – временные», «уборка урожая прошла лучше, чем в прошлом году», «ситуация – под контролем».
13. У алкоголика теряется гибкость мышления, он живет старыми стереотипами и моделями поведения. Ему трудно менять систему взглядов, обучаться новым навыкам поведения, усваивать новые методы работы («да я уже 20 лет проработал – и меня еще учить будут какие-то юнцы?!»)– и т. д. Чем больше стаж употребления – тем больше это бросается в глаза. Государству трудно менять модель экономики и политики, способы управления, оно «цепляется» за отжившие свое механизмы («но ведь работало же!»).
14. В силу социо-психологических аспектов болезни, многим алкоголикам легче жить в обществе с жестким вертикальным устройством – как в семье, так и на работе. Принцип: «навытяжку» перед начальством, авторитарное отношение к подчиненным и членам своей семьи («Я сказал!..»). В государстве царит авторитарная вертикаль, тянущаяся от правительства до районных ведомств.
15. Алкоголику удается какое-то время «быть на поверхности» и выходить из кризисов за счет старых ресурсов – интеллектуальных, материальных. Чем больше накоплено – тем дольше проживет, отрицая наличие болезни. Больное государство какой-то период способно функционировать за счет накопленных до болезни ресурсов – интеллектуальных, материальных – пока они в достаточной мере не исчерпаются.
16. Под напором фактов, алкоголику все же приходится, в конце концов, признавать природу своей болезни. Однако, вместо полноценной долгосрочной реабилитации, с кардинальными переменами во всех сферах жизни, он старается обойтись «косметическим ремонтом» и краткосрочным лечением, не изменяя самого способа мышления, рефлексов, ценностных приоритетов. Государство, рано или поздно, вынуждено признать существование проблем. Однако, вместо полной «перезагрузки», оно пытается исправить положение через полумеры, не меняя самой сути административно-хозяйственной модели.
17. Алкоголиком легко манипулировать, используя в своих (работа во внеурочное время, под страхом увольнения за «прогулы»; «отработка» в личном хозяйстве за долги; наем «за бутылку»). Государство-«алкоголика» вовсю могут использовать в своих экономико-политических целях другие государства и структуры, в зависимость от которых оно попало (заемы, «марионеточные» правительства) – захватывая контроль над природными ресурсами, навязывая свои товары, «продвигая» через него свою политику в данном регионе.
18. У алкоголика все же есть близкие, которые переживают за него и желают его выздоровления. Но не выгоднее ли более развитым соседям поддерживать, государство-«алкоголика» в состоянии хронического «похмелья»? Не давая окончательно упасть, но и препятствуя выздоровлению?
19. Никакие капельницы не помогут алкоголику, пока он сам не примет твердое решение учиться трезво жить. Никакие денежные «вливания» извне не помогут государству, пока оно не решится твердо менять свою жизнь.
20. При алкоголизме у человека все же где-то сохраняется здоровая часть личности, которая может проявлять себя в жизни, и с которой можно успешно взаимодействовать. В государстве-«алкоголике» есть трезвые и личностно здоровые люди, благодаря которым государство живет, и сохраняет возможность выздоровления.
21. На третьей стадии алкоголизма разрушения психики, как правило, становятся необратимыми. Шансов на выздоровления, за редким исключением, нет. Государство, в своей болезни, может пройти «точку невозврата», и его смерть – вопрос времени.
22. Родным и близким алкоголика, в таком случае, остается только принцип отстранения, и заботиться о собственном выздоровлении. Проживание в нездоровом государстве не означает, что болеть будут все. Каждый может взять на себя ответственность за собственное выздоровление. А это может помочь и кому-то еще.

Я долго не мог до конца понять, почему у меня вызывает неприятие идея проповеди трезвости в массах, попытки продвигать трезвеннические проекты через госструктуры. Случайный разговор в автомобиле во время одной поездки в Минск привел меня к развитию изложенных здесь мыслей. И, кажется, я нашел теперь причину этого неприятия: эта трезвость проповедуется алкоголику в его «застольно-похмельном» состоянии. Или при «сухой трезвости». Что является равносильным проповеди глухому.
Евномий +4 582 1 комментарий **
24 марта Втор., 21: 18-21
18 Если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, –
19 то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания
20 и скажут старейшинам города своего: "сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница";
21 тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все Израильтяне услышат и убоятся.

Иногда, на собраниях или на моих профессиональных консультациях доводится слышать от родителей зависимых лиц: «Ваша программа жестока; я не могу строго поступать с ним (зависимым); мне его жалко; а если я выгоню его – он же пропадет…». Они готовы позволять издеваться над собой, терпеть даже физическое насилие от своих, подчиненных болезни, сыновей, красть из дому вещи: инстинктивная любовь, смешанная с жалостью, ложные усвоенные понятия о материнском долге, – заставляют все это сносить…
Но Ветхий Завет определяет не просто жесткие, а, можно сказать, драконовские меры по отношению к лицам, чье поведение может привести к заражению общества и запуску передающихся в новые поколения семейных дисфункций. Родители таковых детей должны были собственноручно представить их на суд, в присутствии общества – с тем, чтобы произвести их казнь.
Этот закон был дан, когда израильский народ находился еще в стадии развития, от племени кочевников до организованного цивилизованного государства, обладающего высоким, по сравнению с язычеством, религиозно-нравственным законом. Дать малейшее послабление – это означало запустить с гор снежный ком, который претворится в лавину.
Не благодаря ли таким мерам и поныне у восточных библейских наций можно наблюдать высокий авторитет старших? А наличие сына-«пьяницы и мота», который может оскорблять, словами и поведением, родителей – редкое явление, насколько мне известно...
Для нашей цивилизации, выросшей на проповеди ценности свободы каждой личности, которое принесло Евангелие, вряд ли подойдут такие воспитательные меры. Как и у Евангелия нет цели – создавать из кочевников народ. Однако внутренний смысл закона – остается. Человек, поднявший руку на отца или мать – уже не тот сын, которого любили в детстве. И с его болезнью договориться, найти компромисс – невозможно. Я – не мама. Но я знаю родителей, у которых хватило мужества отстраниться от болезни сына, реально выставив его из дому. И сейчас у этих взрослых сыновей есть стаж здоровой полноценной трезвости. Может, эта мера поможет не всем, и не всегда уместна. Но грубо нарушать Пятую Заповедь – не позволено никому. И, если это нарушение строго не пресекать – какими вырастут у этих нарушителей собственные дети?
Евномий +7 556 4 комментария **
Исх. 20, 12
«Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Когда я осознанно принял христианство – то очень долго «спотыкался» в своей совести об эту заповедь. Я считал отца виновным в преждевременной смерти матери, частично – в том, что мой старший брат стал алкоголиком. Мне было стыдно, что у меня такой неуклюжий, неловкий, совершенно не умеющий общаться с людьми и даже с членами собственной семьи (а от его «общительности» в нетрезвом виде мне было еще хуже), неумелый в плане ведения домашнего быта отец. А еще мне было тяжело от того, что я сам в себе видел ряд черт его характера и даже телосложения. В чем-то – даже более усиленные. Какое тут еще почитание? Наоборот, удрать подальше от него хотелось! Что я, в принципе, и сделал, живя от родительского дома почти за 400 километров. Но заповедь звучит ясно. И, раз я ее не исполняю – моя совесть не может быть спокойной, как бы я себя не оправдывал.
Таинство исповеди не исцеляло – ведь проблема не решалась. Этот внутренний конфликт продолжался длительную пору, пока я не познакомился с концепцией семьи алкоголика или с другими дисфункциями. После этого началась моя жизнь в сообществе Ал-Анон. Много дало участие в работе реабцентра для наркозависимых. Большую роль играло и физическое отделение от семейных дисфункций на протяжении ряда лет.
Постепенно, вдали от родительского дома, стало приходить понимание, что отец – неплохой человек, и по-своему пытался любить и заботиться о своей семье. Просто у него не было способностей быть мужем и отцом. Возможно, он сам вырос в среде, которая не способствовала развитию нужных для этого качеств. Что-то в нем не работало. Он не виноват в том, что оказался эмоционально и психически неразвит. И что эту неразвитость умел, как и все окружение, «компенсировать» только употреблением алкоголя. По сути, он был большой ребенок с низкой самооценкой.
Когда пришло окончательное понимание и принятие этого факта – осталось промолить, прописать и проговорить свои обиды, свое отношение к отцу. К счастью, для этого был Форрест и живая группа. С меня свалился еще один тяжелый эмоциональный груз. Через какое-то время, как инсайт, возникла мысль – заповедь призывает к почитанию родителей, но не требует любви. До этого у меня одно подразумевало и другое. Но как можно выдавить из себя то, чего нет и близко? Оказывается, от меня этого и не требуется… От пришедшего откровения стало еще легче.
Последний шаг на сближение произошел, когда я его навестил после смерти брата. Я уже не чувствовал себя перед ним маленьким испуганным ребенком. Часть унаследованных от него недостатков я в процессе работы над собой уменьшил, часть – принял как данность. Усвоенные с детства дисфункции уже мало управляют мной. Я чувствую себя почти взрослым, с вполне нормальной самооценкой и уверенностью. И потому встреча была, на мой взгляд, достаточно теплой и плодотворной – насколько теплой могла быть встреча людей, которые никогда не умели открываться друг другу и говорить о своих чувствах.
Да, остается еще немного чувства вины, что я, по вполне объективным причинам, не могу быть рядом с ним и ухаживать, как следовало бы, наверное, хорошему сыну, к тому же последнему из живых. Но здесь я бессилен, не способен внутренне, и принимаю это небольшое чувство вины, научившись с ним жить.
А где-то, в глубине, я могу быть благодарным за опыт жизни в такой родительской семье – в моей профессиональной практике он (конечно, вместе с опытом выздоровления) дает многое.
Евномий +4 691 11 комментариев **
Семейный узел: продолжение развязки
К празднику Крещения у меня все было запланировано и расписано по 20-ое число включительно. А накануне праздника, вечером, поступил звонок с «исторической родины», от соседки - умер второй мой брат. Не крещен. Причина смерти ясна и без вскрытия – слабое питание + образ жизни (точнее, запущенная язва желудка, "заглушаемая "чернилами"). Около полуночи – по этой же причине позвонил двоюродный брат. Ожидает моего приезда – не только ради похорон, но чтобы решать вопрос с моим, давно почти недееспособным физически, родителем. Ведь я остаюсь его последний в живых сын. А там он никому не нужен.
Евномий +7 892 12 комментариев **
Исх. 20, 2-4
24 января.
Я Господь, Бог твой… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим…
Не делай себе кумира... не поклоняйся им и не служи им.

Какое отношение эти заповеди 10-словия имеют к программе выздоровления?
В семьях, где семейная болезнь процветает, болезнь алкоголизма (или другой зависимости) ставится на пьедестал, и ей в жертву приносятся – финансы, здоровье, личные интересы, забота о себе и забота о других членах семьи, отношения с близкими , время, эмоции… И под видом жертвенности и помощи больному – не происходит ли нарушение Второй Заповеди: не сотвори себе кумира? Этими «приношениями» зависимость питается и растет – разрушая всех, кто оказался в зоне ее влияния. Эта тонкая духовная подмена – одна из главных причин, на мой взгляд, почему усердные молитвы и подача церковных «записок» родных за больного зависимостью «не помогают». Какую силу будут иметь они, когда в доме сотворен божок, вокруг которого вращается жизнь семьи? И не прячется за всеми этими подменами бес, который и запутывает, затемняет разум членов семьи, приводя их к этой подмене?
Другая духовная подмена состоит в том, что, увлекаясь ролями МЧС и КПП, родные по сути, оказываются для самого зависимого «богинями», которые должны всегда успеть «спасти», предотвратить или решить проблемы алкоголика. Показательный случай: пьяный муж «вышел» из балкона и разбился насмерть, и жена чувствует вину – почему она не успела придти раньше домой с работы, чтобы остановить его? Т. е., она считала, что должна, как и подобает «богу/богине», была предвидеть ситуацию и успеть спасти.
К несчастью, зависимые настолько привыкают к такому «спасательству», что тоже начинают верить во всесильность своих жен и матерей – полностью снимая с себя всякую ответственность за поведение, и все чаще попадая в опасные ситуации, где есть риск для жизни и безопасности– как их собственной, так и тех, кто рядом с ними.
Т. о., беря на себя роль «богинь» - родные, молясь Богу о помощи зависимому, не становятся ли на самом деле становятся «буфером» между Богом и человеком? Будучи при этом глубоко убеждены, что они «все делают правильно», и что без них «он пропадет». Ловушка дьявола.
И еще. Где-то в Синей Книге АА я встретил фразу, что алкоголизм представляет законченный бунт своеволия. Но разве я тоже не «знаю, как нужно»? Разве я никогда не пытался навязывать «решение проблем силою» и упрямством? Своеволие - это и есть действующий во мне грех Адама и Евы, когда я вновь и вновь, в мелочах жизни и в серьезных ситуациях хочу, чтобы было так, как я ожидаю, как мне удобно. А когда я молюсь «да будет воля Твоя» - часто подразумеваю: «только пусть она с моей совпадает». А то, что мне дано как дар Творца – воспринимаю как саму собой разумеющеюся данность, которой я могу владеть «своею собственной рукой». Маленький пример. Я читаю в «отче наш»: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Но при этом я знаю, что у меня в холодильнике есть такие-то продукты, и знаю, что мне ждет такой-то обед. И Бог здесь, получается, ни при чем. Поэтому так мало у меня искренности в молитвах и в благодарении. «Будете как боги» - вот искушение, постигшее прародителей. И я вновь и вновь поддаюсь ему. Только ситуации, когда я по-настоящему осознаю свое бессилие – помогают мне отрезвиться от этого самоутверждения и самообожествления.
Сегодня я напоминаю себе, что далеко не все в моей власти. Сегодня я понуждаю себя в молитве в самом деле иметь ввиду – «да будет воля Твоя (и только если можно – исполни мое желание)». А семейную ситуацию, которая несколько дней назад переросла в очередной серьезный кризис – преодолевая сопротивление сердца, заставляю себя в молитве отдать в руки Божии полностью.
Евномий +5 728 12 комментариев **
Быт. 4, 3-12
7 декабря.
«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4, 7).
Это не означает, что, если я перестаю упражняться в добродетели – грех сразу овладевает мною. Но он оказывается совсем рядом, у дверей моего сердца, готов заполнить образующуюся пустоту – и я постепенно все больше поддаюсь его влечению, во всех его проявлениях. Один из моих учителей сравнивает жизнь зависимого с идущим вниз эскалатором: если хочешь стоять на месте, или, тем более, подниматься – нужно быстро идти вверх. Стоит остановиться – и откатишься назад. Это касается и моей семейной болезни алкоголизма (созависимости). Стоит только решить, что – «все, алкоголик больше не пьет, сейчас у меня начнется спокойная жизнь, можно пока и оставить работу в группах, заняться другими накопившимися делами» - как начинается откат назад. Я этой осенью на себе это хорошо прочувствовал. Никто рядом со мной не пил. Жизнь, вроде, вошла в спокойное русло. И я перестал открывать ежедневники Ал-Анон, вести дневник, на собраниях участвовал чисто формально. Прошло какое-то время – и я так «вляпался» в дисфункциональные отношения, что в голове была мысль: «с действующими алкоголиками было проще». Это была полная потеря здравомыслия, неконтролируемость моих эмоциональных реакций, мышление надежно и глубоко погрузилось в нездоровое проживание имеющихся проблем, часть из которых меня вообще не касалась, или касалась только косвенно.
Приведенные вначале слова - обращение Бога к Каину, с целью предостеречь от зла (Быт. 4, 3-12). История Каина и Авеля показывает, как, однажды зародившись в падении Адама и Евы, грех стремительно прогрессирует, разрушая человека, внося разлад и распад в его сущность. Именно в истории грехопадения я вижу начало и корень зависимостей, включая и мою болезнь.
Еще, что обращает мое внимание в описании трагедии семьи Адама и Евы – то, что Библия совершенно молчит об и реакции на нее, вопреки законам беллетристики. Она ничего не сообщает об их переживаниях по поводу потери двух сыновей (одного – в результате убийства, второго – в результате изгнания Богом в еще более далекие от Эдемского сада земли). Но это молчание может говорить больше любых слов. Возможно, Адам и Ева ясно осознавали, что случившееся – плод их собственного падения, они ничего здесь не могли изменить – и смиренно приняли удар, доверяя свою скорбь Богу. Первый (принятие бессилия) и дальнейшие (Только Сила, превышающая нашу собственную… приняли решение препоручить…) Шаги, благодаря которым, в своем покаянном труде и надежде на Искупителя – они обрели исцеление и спасение, вернувшись в потерянный рай, через подвиг их Потомка – Христа-Спасителя.
Евномий +1 522 3 комментария **
Образ и подобие
6 декабря
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт.1, 26).
Я в мире не одинок. Я обладаю тем, чем не обладает ничто в необъятных просторах космоса – образом Бога. Личностная свобода, способность любить, творчество, самосознание – все это образ Божий во мне, как и многое другое. И мне дана потенциальная возможность уподобляться Ему, становиться Его сыном – раскрываясь Ему навстречу, принося Ему полученные от Него и развиваемые таланты и способности.
В жизни нередко случается, что другие люди, в том числе и значимые для меня – обесценивают мои достижения, дела, меня самого (знаю, что многим в нашем сообществе в этом плане «досталось» гораздо больше, чем мне). Я и сам долгое время, даже уже находясь в Программе Ал-Анона, был склонен к обесцениванию себя. Особенно, на фоне имеющихся у меня недостатков, грехов и страстей. Но к сегодняшнему дню у меня уже родилось осознание, что залог моего достоинства – не в моих ожидаемых от себя самого или от окружающих совершенствах – а в том, что я образ Божий. И Бог настолько ценит этот образ, что Сам Себя смиренно ограничивает там, где проявляется моя свободная воля – даже если она направлена против Его заповедей (к грехам), к искажению этого образа. Он настолько дорожит этим образом во мне (лучше сказать, мною, как Его образом), что послал Сына Своего Единородного для моего спасения, и всегда готов принять меня в таинствах покаяния и причастия, чтобы через них очистить и обновить меня.
Мне ли после этого не ценить себя? Мне ли после этого не учиться доверять Ему – и в этом находить уверенность и прочность? Мне ли не ценить, беречь и развивать свою личностную свободу, способность к самопознанию и познанию Бога, свои дарованные мне таланты? Такое напоминание себе – от Кого эти дары – прекрасное побуждение к дальнейшей работе над собой, не останавливаясь на достигнутых результатах. Ведь я знаю по опыту: стоит мне остановиться, как семейная болезнь берет свое.
Сегодня, сколько бы я ни совершил грехов, сколько бы люди или моя больная часть ни старались вогнать меня в самоедство, самообвинения, спровоцировать на самоунижение – и проч. – я буду помнить, что я – образ Бога, этот дар неотъемлем от меня, и что этот образ во мне достоин любви и уважения. Память об этом сегодня станет моей защитой границ от тех деструктивных отношений, которые могут разрушать мою личность. В этом я буду черпать силы и вдохновение, чтобы держать голову не опущенной, а ровно (помимо прочего, это важно для осанки). И твердо смотреть глазами вперед. Не Бог ли мне поможет в этом?
Евномий +2 552 4 комментария **
Быт.2,2. Память блгв. Александра Невского
5 декабря.
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал». (Быт.2,2). Это не значит, что Он устранился от сотворенного Им. Его Промысл продолжает действовать в жизни мира. Но этап «кардинальной постройки» закончился – и можно просто радоваться созданному творению. Проявляя Свое о нем попечение – но не мешая его дальнейшему естественному развитию.
Умею ли я остановиться по завершении дела – чтобы просто порадоваться полученному? А не спешить хвататься за другое? Завтра – воскресный день. Он у меня давно загружен – встречами с разными людьми, литургией, собранием Ал-Анон, звонками, профобязанностями, которые имеются и по воскресеньям. И к вечеру я уже «никакой». Но если я растрачиваюсь на десятки и сотни дел – как бы не были они важны – я теряю себя.
Этот день дан мне, чтобы я обрел себя – не в связи с кем-то или чем-то, не как придаток к…, а как образ Божий, как ценная и уникальная личность, аналогов которой нет среди миллиардов населения (как и каждый человек). А также для здорового отдыха, который поможет мне восстановить силы и действовать дальше. И, разумеется, для общения с Богом, Который только Один может дать мне полноту жизни. Подходит конец очередного года – и я приложу старания, чтобы воскресный день в моей жизни хоть в какой-то степени (не претендуя на совершенство) проживался в соответствии со своим назначением.
Завтра память благоверного Александра Невского. Можно подарить себе удовольствие - поздравить знакомых именинников. А также, в качестве «напоминания на сегодня», прожить день с приписываемыми ему словами – «Не в силе Бог, а в правде». Но при этом не забывать, что, доверяясь Богу, он и сам активно защищал территорию своего государства, используя для этого данные Ему способности, таланты – и меч. Задача: еще раз поразмышлять над разницей между защитой своей личностных границ и «комплексом защиты и нападения», свойственный моей нездоровой части.
Евномий +2 419 1 комментарий **
Размышляя над строками Библии

Бытие, гл. 1, 2

[/b]

Творение мира[

/b]
Бог творит мир в шесть этапов, от низшего к высшему. Казалось бы, Он мог сотворить все сразу. Но вместо этого Он взращивает свое творение постепенно, терпеливо, не гоняясь за готовым результатом. И даже то, что еще не завершено и, следовательно, несовершенно– в Его глазах «хорошо», по церк.-слав. – «добро̀». Сам процесс творения, который занимает время – является немаловажным.
Иногда мне хочется побыстрее проскочить Шаги – чтобы уже и самому можно было вести кого-то. Я могу унывать, когда передо мною сложное дело, которое нельзя сделать за «один сеанс». Выздоровление и реабилитация физического здоровья – тоже процесс. А выздоровление духовное – дело всей жизни.
Описание сотворения мира напоминает мне сегодня – «не спеши, будь терпелив». Оно говорит, что важен не только конечный результат. В самом процессе работы над чем-то я тоже расту, чему-то обучаюсь. И от него можно получать радость. А что было бы, если бы я мог все свои желания и намерения реализовывать за несколько минут?..
«И вдунул в лицо его дыхание жизни» (Быт. 2,7). По более точному переводу – «в ноздри его дыхание жизней». Иными словами, Бог творит человека со сложной природой. В нем есть четыре сферы (или – уровня) жизни – био-психо-социо-духовная. Именно поэтому мало выздоравливать только, скажем, на медицинском или духовном уровнях. В этом, на мой взгляд, ошибка части христиан – мнение, что, если развиваться в духовном плане, то психологические (душевные) проблемы сами будут решаться. Все эти сферы взаимосвязаны – но разные. Для меня психологический уровень – это стены, духовный – крыша. Без прочных стен «крыша» «тихо, шифером шурша…». Как пример: если во мне не проработаны детские обиды на родителя – смогу ли я, испытывая за эти обиды чувство вины, открыто молиться Богу, веря, что Он примет мою молитву? А одним усилием воли, и только таинством исповеди – эти обиды не исцеляются… Верно и другое. Без крыши стены будут мокнуть и разрушаться. Недаром в Шагах и Традициях постоянно звучит тема отношений с Богом (в той мере, на какую я способен на данный момент)…
«Да произрастит; да произведет» - Бог дает Своему творению способности и силы для произведения дальнейших форм жизни. Т. е., Он не «замыкает» на себе весь процесс творения, но заложил в сотворённое Им возможность к дальнейшему развитию и эволюции. А прародителям заповедует самим возделывать созданный для них сад (рай). И Он явно не контролирует, как они работают, чем занимаются – являясь им видимым образом только в определенное время суток, для встречи с ними как любящий и мудрый Родитель.
Мы не мудрее Бога. Соблазн гиперопеки и контроля («я же хочу как лучше; он без меня не справится»), если ему поддаться – приведет к тому, что опекаемому «чаду» трудно будет научиться зрелой ответственности за использование дарованных Творцом свободы и развития. А потому ему легко попасть в ловушку зависимостей – наркотической, религиозной, эмоциональной, любовной. Как сказала одна мама зависимого, «алкоголизм – болезнь избыточного материнства».
Если я, в своем служении, несу ответственность за попечение тех, кто мне доверяет, кто мне поручен – мне важно помогать ему именно взрослеть. Помогать, а не «замыкать» на себе. В конечном итоге, моя задача (по выражению одного из моих учителей) – стать им ненужным в качестве опоры. Для этого мне и нужно выздоравливать от созависимых ролей. И Библия на пути выздоровления может дать много ценных уроков и информации для размышления.
Евномий +3 486 3 комментария **