Материал публикуется на сайте
http://metanoia.msdm.ru/ Доктор Боб. Роберт Смит или доктор Боб (1879-1950) – второй основатель движения Анонимные Алкоголики. Врач-хирург, потерявший вследствие алкоголизма всю клиентуру, а также человеческий облик и уважение окружающих, находясь на краю гибели от разрушительного пьянства, он духовно переродился после знаменательной беседы с Биллом Уилсоном. Он не только обрёл трезвость и социальный статус, став одним из самых уважаемых людей города Акрон, где жил и умер, но и выполнил миссию сотрудничества АА с медициной.
Доктор Боб с детства посещал церковные богослужения, но впоследствии отошёл от веры. Однако за 2 года до встречи с Биллом Уилсоном он состоял членом Оксфордской группы, и его религиозный опыт возвращения к христианству был трудным и болезненными, также как обретения трезвости.
Несмотря на тяжёлую форму алкоголизма, Роберт Смит остался примерным семьянином, сохранив жену и воспитав двоих детей. Интересен факт, что даже в пьяном виде доктор Боб ежедневно уделял чтению литературы не менее часа, стараясь интеллектуально развиваться.
Практически ежедневно трудясь в больнице святого Томаса, а также других клиниках и помогая пьяницам, он истрезвил примерно пять тысяч человек (некоторые полагают, что он исцелил более восьми тысяч («Доктор Боб и славные ветераны»: С.22)). Все работы, которые проводились в рамках Содружества, без согласия доктора Боба не могли начинаться, т.к. он был таким же авторитетным лидером АА, как и Билл Уилсон.
«Если кто-нибудь задавал ему вопрос о программе, его обычным ответом было: «А что говорится в Библии?» Например, если его спрашивали: «А что означает “Первым делом — главное”?», — у доктора Боба всегда была наготове подходящая цитата: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф 6:33) («Доктор Боб и славные ветераны»: С.144).
СестраИгнатия,Sister Ignatia Gavin (1889-1966). Монахиня Игнатия, сестра милосердия святого Августина, будучи одарённым музыкантом, сначала преподавала музыку, а потом по состоянию здоровья была переведена на служение в госпиталь св. Томаса (St. ThomasHospital, Akron), где заведовала одним из отделений. Там она и познакомилась с доктором Бобом, который уговорил принимать в подведомственное ей отделение алкоголиков, хотя это было против больничных правил, т.к. в то время алкоголизм считался аморальной проблемой, но не заболеванием. Сестра Игнатия называла таких пациентов больными с «острым гастритом». Позднее монахиня Игнатия добилась открытия первого в мире отделения для алкоголиков на базе больницы. Доброта, честность и всепрощающая любовь – вот черты её характера, благодаря которым Игнатию звали ангелом-хранителем Анонимных Алкоголиков.
Собственно говоря, с неё и благодаря ей началось сотрудничество зарождающегося братства АА с медициной и христианской Церковью, т.к. больница св. Томаса была под патронажем католической Церкви.
В 1952 году сестра Игнатия была переведена в благотворительную больницу Кливленда, Сент-Винсент, где она создала новое отделение для алкоголиков, именуемое залом розария. Помимо медикаментозного лечения, больные получали действенную помощь от членов АА, а также духовно-религиозную поддержку сестры Игнатии. Именно она традиция дарить медальки со сроками трезвости. Игнатия дарила каждому пациенту её отделения медальон «сердце Иисуса» и просила вернуть его, если тот захочет снова напиться. Сестра Игнатия помогла более 10 000 алкоголиков, и, когда она умерла в 1966 году, эту миниатюрную женщину оплакивала вся страна, как утверждают некоторые исследователи (Mary Darrah.Sister Ignatia - Second Edition: Angel of Alcoholics Anonymous. Hazalden.2002).
Если кто-нибудь из выздоравливающих пациентов её отделения начинал, что называется, задирать нос, она неизменно напоминала: «У нас есть пижама как раз Вашего размера, так что, в случае чего, милости просим».
Луиза Уилсон(1891- 1988). Урожденная Burnham, Луиза известна в Содружестве АА, как Лоис W., жена Билла Уилсона, основателя Содружества Анонимных Алкоголиков. Луиза была старшей из шестерых детей, рожденных Матильдой и нью-йоркским хирургом Кларком Burnham. Известно, что в отрочестве Луиза отличалась озорным и задиристым характером, и, возможно, эти, присущие, скорее, юношам качества сделали её мужественной и дали силы перенести нелёгкие испытания, которые её пришлось перенести, будучи женой алкоголика. У нее был талант к рисованию, а позже она стала художником-декоратором.
Когда она встретила Билла, ей было 23 года, и спустя небольшое время, молодые люди поженились, несмотря на то что Луиза была почти на 5 лет старше Билла. Возможно, усиливающееся пьянство супруга, а также фиаско, которое он потерпел в бизнесе, способствовали нескольким выкидышам Лоис с последующей потерей материнства. Для неё это было настоящим горем, т.к. она страстно хотела иметь детей.
Остаётся загадкой, что давало силы Луизе мириться с пьянством мужа и сохранять верность. Даже после духовного перерождения Билла и его нового увлечения созданием АА, материальное положение Уилсонов оставалось плачевным. В течении первых трёх лет работа Билла с другими алкоголиками не приносит успеха. Тем не менее, сбылась заветная мечта Луизы – её муж бросил пить, и на этот раз навсегда.
В их доме проживали пьяницы, которые фактически (заодно с Биллом) сидели на шее бедной женщины, а она продолжала работать в магазине, получая скудную зарплату и стряпая, вдобавок, еду после тяжелого трудового дня. В конце концов, дом был продан по закладной, и супругам пришлось скитаться по чужим углам. Некоторое время они ютились в помещении центрального Офиса, который основал Билл.
Но всем испытаниям приходит конец, и наконец, спустя многие годы, Смиты всё же получают возможность проживать в отдельном доме с садом и приятным видом на живописный ландшафт. Финансовые трудности позади, и Луиза может вздохнуть. Наградой за терпение, верность и любовь стало создание Лоис вместе с другими жёнами алкоголиков Содружества родственников алкоголиков под названием Ал-Анон. И это великое достижение мужественной женщины – Луизы Уилсон.
На 20-летнем юбилее АА в 1935 году Луиза говорит о том, что Ал-Анон – это не посиделки за чаем с вкусным печеньем и не клуб женщин, которые жалуются на своих мужей и сплетничают. Ал-Анон – такая же, как и АА, Программа духовного роста, основанная на 12 Шагах. «Я думаю, что все эти чудеса (выздоровления от алкоголизма – иг. Иона) произошли потому, что принципы АА совпадают с известными нам Божественными заповедями», – заявляла Лоис («АА взрослеет»: С.228).
Луиза умерла в 1988 году в возрасте 97 лет, оставив в дар миллионам женщин, измученных пьянством своих мужей, отцов и детей, исключительную надежду: исцеление от страшной болезни – созависимости – с помощью Программы Ал-Анон.
Анна Смит, Anne Ripley Smith (1881-1949), жена сооснователя АА, доктор Роберта Смита. Она, как и Луиза Уилсон, долгие и мучительные годы терпела пьянство своего мужа, надеясь на чудо Божьего милосердия.
После окончания колледжа, Анна преподавала в одной из школ пригорода Чикаго, где познакомилась с Робертом Симтом на танцах в Sant-JohnsburyАкадемии. Они поженились в 1915 году, после чего поселились в городке Акрон штата Огайо.
После знаменитой встречи доктора Боба с Биллом Уилсоном в 1935 году, Анна, будучи активным участником Оксфордских групп, предложила Биллу пожить некоторое время в их доме, и первые встречи АА проходили при её горячем участии. Чтению Священного Писания, особенно посланию апостола Иакова и Нагорной проповеди, а также христианской медитации Анна отводила особое внимание, возможно поэтому Билл У. окрестил её «мамой Анонимных Алкоголиков».
С 1933 по 1939 годы она издавала некий «Журнал Анны Смит», где делилась с читателем впечатлениями о раннем Содружестве АА, а также семейных встречах. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Анна оказала влияние на раннее АА и зарождающееся Содружество Ал-Анон. Трудно сказать, кому первому принадлежит идея собираться родственникам алкоголиков в отдельные группы, но Анна, несомненно, была, если не пионером, то одним из сооснователей Ал-Анон.
Сохранилось свидетельство, как она в течении года звонила жене одного из алкоголиков и неизменно спрашивала: «Как прошла утренняя медитация?» («АА взрослеет»: С.86). Её любимыми словами из Священного Писания были: «Вера без дел (так) мертва» и «Бог есть любовь» («АА взрослеет»: С.71,117).
Доктор медицины Силкворт. WilliamDuncanSilkworth, M.D., (1873-1951). Его называли маленьким доктором, который любит пьяниц. Обнаружив в раннем возрасте дар и влечение к медицине, он окончил Принстонский университет в 1896 году и получил медицинскую степень в Университете Нью-Йорка в 1900 году. После этого он работает в течении двух лет в военном госпитале в Plattsburg, а затем несколько лет в штате Института неврологии Пресвитерианской больнице Нью-Йорка.
После этого начинается его наркологическая практика, которой он посвятил все оставшиеся годы, излечив от алкоголизма десятки тысяч несчастных. Когда в декабре 1934 года у Билла произошло духовное озарение, Силкуорт, будучи его лечащим врачом, поддержал его, сказав, что инсайд Билла не есть последствия тяжёлого пьянства, бред и безумие, но нечто важное и положительное. «Эти подбадривающие слова предопределили рождение АА» («АА взрослеет»:13).
С самого зарождения Содружества доктор Силкворт принимает активное участие, и ему приписывают создание Первого Шага. Он был одним из попечителей АА. Несомненная заслуга «маленького доктора», беззаветного любителя пьяниц в том, что он не только рассказывал первым АА о природе заболевания и помог развить основополагающие идеи Братства, но также написал главу «Мнение доктора» к Большой книге, рискуя своим профессиональным положением и статусом, т.к. его одобрение АА в то время было невероятно новаторским, если не сказать, дерзким.
Надо отдать должное знаниям и опыты Силкворта, т.к. в последние годы медицинской практики его пациенты излечивались в большинстве случаев («АА взрослеет»:13), и когда этот человек, которого прозвали также нежным маленьким доктором, 22 марта 1951 года умер от сердечного приступа, все знавшие его осознали, как нравственную высоту «любителя пьяниц», так и тяжесть утраты. Воистину он был святым от медицины. На 20-летнем юбилее АА Билл Уилсон утверждал: «Большинство основополагающих идей пришли к нам от оксфордских групп, Уильяма Джеймса и д-ра Силкуорта» («АА взрослеет»:160).
Священник-иезуит Эд Доулинг. Эдвард Доулинг, EdwinP. Dowling(1898-1960) – католический священник-иезуит, друг АА и духовный наставник Билла Уилсона. По окончании школы и колледжа Эдвард работал газетным репортёром, затем служил в армии. Отучившись лишь год на юридическом факультете университета, он вступил в орден иезуитов и вскоре был посвящён в духовный сан. Собратья-священники вспоминают его как талантливого организатора и искреннего проповедника с артистическими манерами.
Отец Эд страдал от пищевой зависимости, которая подорвала его здоровье. Билл Уилсон говорил о нём, что он обладал невероятной духовностью.
Эд считал, что программа АА способна излечить не только алкоголизм, но и любой духовный недуг. Сам он освободился от пищевой и никотиновой зависимости благодаря 12 Шагам. Будучи одним из попечителей АА, отец Эд Доулинг сравнивал практику христианского аскетизма с 12 Шагами, утверждая, что евангельское учение сводится к двум основным идеям: негативная позиция – умаление и отрицание собственного эгоистического «я» и позитивная идея – единение с Богом. Увязывая духовный опыт АА с упражнениями Игнатия Лойолы, он разделял 12 Шагов на 2 части: первые 9 Шагов как умерщвление греховного человека, и остальные 3 Шага как созидание новой, духовной личности.
Также отец Доулинг во многом способствовал тому, что Содружество АА руководствуется духовными принципами Франциска Ассизского – нестяжания, бедности и бескорыстия. Благодаря его заботам и стараниям католическая Церковь одобрила как книгу «Анонимные Алкоголики», так и само Содружество.
Он говорил: «Нам известны Двенадцать Шагов человека на пути к Богу, сформулированные АА» («АА взрослеет»:258).
Лично для меня очень важна здесь прямая связь основателей и их друзей. оказавших влияние, с христианством, причем традиционным - католичеством. Принципиальная внеконфессиональность - это шаг навстречу тем, кому тяжело, по разным причинам, принять христианство, плюс залог предотвращения разделений по конфессиям внутри Сообществ. Но нравственная точка зрения - однозначно лежит на библейских координатах. Так это было для основателей, а мы, думаю, не умнее их. Наверное, теперь понимаю, почему в Форресте много православных христиан, что было для меня когда-то радостным открытием (православие - традиционная конфессия для нас), и это не является нарушением Традиций.