Главная » Блоги » Из Беларуси » О ложных добродетелях

О ложных добродетелях

+7
Голосов: 7
Автор: Евномий
Опубликовано: 1130 дней назад (23 мая 2016)
Редактировалось: 1 раз — 25 июня 2019
Услышал историю женщины (не на группе): 4 года сожительства, затем – в страхе, что может ее бросить – сама оставила его, хотя искренне и глубоко любила. Вышла замуж не по любви, а – чтобы выйти замуж. Общий итог – два аборта и жизнь с хорошим, но не любимым человеком, с которым совершенно неприятно вступать в физическую близость. А после воцерковления – эта жизнь воспринимается как «послушание Евангелию». Обратилась к православному психологу: довела себя до неврозов во имя добродетели и несения скорбей за прошлые грехи.
После ее письма пришли мысли – для разрушения человека дьявол может наталкивать его на культивирование добродетелей, наиболее близких к его страстям. По К. Льюису:
« Мы направляем ужас каждого поколения против тех пороков, от которых опасность сейчас меньше всего, одобрение же направляем на добродетель, ближайшую к тому пороку, который мы стараемся сделать свойственным времени. Игра состоит в том, чтобы они бегали с огнетушителем во время наводнения и переходили на ту сторону лодки, которая почти уже под водой» (Письма Баламута, письмо 25). Или – см. письмо 26 (целиком) – о самоотверженности. Вот отрывок: «Обсуждая любое совместное дело, «А» поддержит предполагаемые интересы «Б», себе в ущерб, а «Б» поступит наоборот. Часто при этом совершенно нельзя понять, чего хочет каждая из сторон. В случае удачи они будут делать то, что никому из них не хочется, причем каждый будет ощущать приятное тепло самодовольства, ожидать наград за свою самоотверженность и испытывать тайное недовольство другим, который слишком легко принял его жертву. Позже можешь отважиться на так называемую «иллюзию конфликта великодуший». Эта игра лучше всего удается, если в ней участвуют больше двух человек, например в семье с взрослыми детьми. Допустим, захотели сделать что-нибудь совершенно обыкновенное, например - попить чаю в саду. Один из членов семьи дает понять (и лучше — покороче), что ему это не нужно, но он, конечно, согласится из самоотверженности. Другие сразу берут назад свое предложение, вроде бы из самоотверженности, а в действительности потому, что не хотят быть объектом мелкого альтруизма. Но тот, первый, тоже не хочет, чтобы у него отняли упоение своей жертвой. Он уверяет, что готов делать «то, что и другие». Они уверяют, что готовы делать «то же, что и он». Страсти накаляются. Тогда кто-нибудь говорит: «Ну хорошо, тогда я вообще не хочу чаю». Начинается настоящая ссора, ведущая всех к обиде и горечи. Ясно, как это делается? Если бы каждая сторона просто следовала своим истинным желаниям, они держались бы в рамках здравого смысла и учтивости, но как раз потому, что спор вывернут наизнанку и каждая сторона борется за права другой, вся враждебность, происходящая из самодовольства, упрямства и накопившегося за последние десять лет раздражения, скрыта от них или искуплена «самоотверженностью».
Итак. Человеку со слабым здоровьем дьявол будет влагать мысли о важности строгого соблюдения постов. Склонному к чревоугодию – что нельзя поститься во вред здоровью, и что вообще, главное – духовный пост. Горделивому будет напоминать слова апостола Павла – «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» - и этим самым будет оправдываться горделивое игнорирование мнения и чувств окружающих людей. Экстравертам будет предлагаться активное социальное служение – в ущерб себе и семье, интровертам – застревание в «самокопании» под видом «бодрствования над собой» - в ущерб семейным и общественным обязанностям. А тем, кто вырос в атмосфере психологического и физического насилия, у кого много страхов в общении с людьми, нет личностных границ, – дьявол будет внушать мысли о послушании и самоотверженности. И через все эти доводимые до крайности и усиливающие страстные склонности «добродетели» - доводить людей до невроза и истощения сил, заодно отравляя атмосферу вокруг них. Не об этом ли слова ап. Павла, что сатана может преображаться в образ ангела света? И отсюда – важность «различения духов»? На тему жертвенности – сказка от Эльфики: http://www.elfikarussian.ru/zhertva-skazka-ot-ehlfiki/
822 просмотра
Комментарии (5)