Главная Блоги Размышления вслух

Размышления вслух

Toby
Чтобы не ругали...
Уже не раз писала/говорила, что в разговорах с мужем, когда он высказывает свое недовольство, претензии, критику и т.п., я автоматически встаю в положение «глухой обороны». Внутри сразу «выстреливает»: «Сам дурак!» или «А ты сам? На себя посмотри». Иногда говорю вслух. Не точно такими словами, а, например, «Ты же тоже так иногда делаешь…».
Условный рефлекс: меня ругают (не важно, по делу или по дури) – я обороняюсь доступными мне средствами (оправдание, объяснение, перевод стрелок или «На себя посмотри» или на словах признаю свою «вину», фактически её не признавая). С алкоголиком это точно не проходит. Для него – это всё уход от ответственности. А для меня? От слова «ответственность» меня начинает трясти – тупик.
Потом когда разбираюсь, о чем, собственно, шла речь, то нередко вижу разумное в том, ЧТО он говорил, но никак не могу принять (или хотя бы перескочить) то, КАК говорится, всё жду, что он начнет как-то иначе сообщать свое мнение. А иногда подозрение, что если со мной «по-доброму», я могу и не услышать, пропустить мимо ушей, т.е. со мной тольКо ТАК и нужно, чтобы дошло.
С чем-то из того, что он говорит, я могу согласиться, с пониманием, что «да, так правильно», что-то вызывает несогласие, что-то – сильное внутреннее сопротивление, потому что, как мне кажется, от меня ожидается то, что я не хочу, не могу, не умею делать.
В общем, такие разговоры даются нам обоим очень тяжело – какое-то безумное говорение и с его, и с моей стороны, а выйти из разговора, вроде, неправильно, вроде я отмахиваюсь от его мнения («хорошие девочки» так не делают – моя старая песня)… В момент разговора кажется, что это муж раскручивает этот разговор, а я всего лишь вынуждена участвовать, т.е. жертва. Но и я каким-то образом его (разговор) разогреваю.
Вопрос собственно в том, как перестать защищаться? Ведь критика и обвинения не делают меня ни хуже, ни лучше. И моей жизни ничего не грозит. И, кажется, Бог рядом. Чего же я так боюсь, от чего защищаюсь? Почему мне так важно, чтобы не ругали?
Всем привет!
Понимаю, что тема в сегодняшних условиях слишком мелкая. особенно по сравнению с жизнью рядом с действующим алкоголиком в эпоху коронавируса. И хотелось бы "похвастаться" каким-то более великим недостатком. Но...
... В нашей семье так повелось, что еду по тарелкам, как правило, раскладывает муж - по разным причинам. В т.ч. и потому, что я боялась "поделить" неправильно, не угодить мужу и тем вызвать его критику. Когда начиналась наша семейная жизнь, муж обычно делил порции поровну. И тогда мне это казалось странным - все-таки он мужчина, и не мелкий, а я - "девочка", хоть и не дюймовочка. Т.е. по-моему, надо было ему побольше, мне поменьше. Но я на эту тему не выступала - опять же, чтобы не напрашиваться... Потом привыкла.
А затем, с какого-то момента, муж стал класть себе больше, иногда, как мне кажется, ощутимо больше (даже стыдно писать... уф-ф-ф). И вот тут меня пробило. Пошел внутренний протест: Это почему мне меньше?!!!!! Я тоже это хочу!!! Это несправедливо!!! Нечестно!!! (Особенно, когда это касалось чего-нибудь вкусненького, а для меня много что вкусненькое...)
Головой я понимаю, что той порции, которая лежит у меня на тарелке, мне вполне достаточно. Особенно если не торопиться заглатывать и "тщательно пережевывать пищу". Но у него-то больше!
Кроме того, мне не просто достаточно. Такое внешнее ограничение размера моей порции мне на благо, т.к. сама по себе я не особо умею останавливаться, если что-то нравится - и добавка за добавкой. И я даже благодарна, что Бог таким образом заботится о моем здоровье (и не только...) Но у него-то больше!!!
Как правило, я молчу. Очень-очень редко прошу "Положи мне ещё" (с разным результатом).
Но вот эта зависть (или что это?) на уровне детского сада меня напрягает.
Реально стыдно. И одновременно смешно. Но больше стыдно...
Как, откуда она взялась? Я не помню ничего подобного в дозамужней жизни. Даже собственно в детском саду. Но в родительской семье меня родители особо не ограничивали - я накладывала себе сама, естественно, учитывая общее количество еды и число едоков, в т.ч. с установкой, что мужчинам надо побольше...
Ах, нет, вспомнила ситуацию, когда так же следила, сколько себе кладет другой человек. В детстве, с двоюродным братом, когда он раскладывал красную икру по бутербродам. Но, вроде, это касалось только икры, т.е. чего-то супер ограниченного...

Буду благодарна за "обратную связь". Возможно, какие-то комментарии помогут мне если не избавиться. то хотя бы взглянуть на это по-другому

PS Вдобавок я же еще мужа внутренне осуждаю за эгоизм, за то, что он ведет себя, как Буратино - себе побольше. А получается, что и сама этим "страдаю". Только как "хорошая девочка" я не позволяю себе брать более крупное яблоко, а он позволяет.
Обнаружила еще один признак, когда проявляется моя нечестность (и много другого разного...).
Муж за что-то меня критикует (естественно, несправедливо!), а я в ответ молчу или даже соглашаюсь, проявляя своё терпение, смирение, кротость и, возможно, даже здравомыслие. Но где-то в глубинах моего мозга звучит: "Другая на моём месте сейчас бы тебе ответила и объяснила stuk А я смотри какая... Счастья своего не понимаешь!"
Или в других ситуациях:
Другая на моём месте давно бы тебя послала ... ну, куда обычно посылают
Другая на моём месте требовала бы от тебя самоцветы в золотой оправе, новую шубу раз в год, дорогущую косметику. А я, посмотри, сама себе крем "Чистая линия" покупаю и хожу в одном пальто уже много лет...
Другая на моём месте даже слушать не стала бы весь этот бред, который ты несёшь, а я, как добрая жена, кротко и смиренно. выслушиваю всю эту ерунду, никому не интересную...
Ну и так далее.

Моё нынешнее открытие состоит в том, что эта "другая" - я сама и есть. Это не значит, что я хочу и готова вести себя, как эта "другая", но раз эти мысли-сравнения во мне возникают, значит, они мои, а не чьи-то.
В общем, повеселилась. Теперь отслеживаю (в дополнение к моему коронному "Сам дурак!".
Хочу записать здесь, сформулировать для самой себя (чтобы потом не говорить «А я не знала, не понимала»).
Плохо понимала про контроль, мой контроль. Была иллюзия, что уж я-то не контролирую. Нет, конечно, я демонстративно страдаю и плачу, задаю наводящие и косвенные вопросы, надуваюсь от обиды… Но нет, это не контроль. zst
Вчера четко увидела один из моих способов.
Я начинаю объяснять другому человеку, КАК правильно со мной обращаться. Ну, что со мной лучше «пряником», а не «кнутом», трепетно и бережно. И жду, что после моих таких убедительных объяснений человек все поймет, увидит, как он был неправ и начнет вести себя должным образом. Я практикую этот способ с алкоголиком – практически все наши совместные годы. Понятно, что ничего путного не выходит, только моё разочарование и обида. Но я повторяю это из раза в раз. Я хочу, чтобы другой человек изменился так, чтобы мне было хорошо и удобно. И считаю при этом, что я таким образом «не допускаю неприемлемое поведение».
Классика болезни!
На днях я проделала то же самое еще с одним человек, т.е. сообщила ему, КАК он должен себя вести, чтобы был мир и благоденствие (и, естественно, получила соответствующую "обратную связь", т.е. меня послали...).
Самодовольная уверенность, что я знаю, что чувствует другой человек и как для него лучше и полезнее. Ну, и заодно, как можно осчастливить человечество. А на самом деле пытаюсь устроить обстоятельства так, чтобы мне было в них комфортно.
Я не люблю конфликты, я не умею их проживать конструктивным образом, мне в них плохо, иногда даже физически, и я, как кот Леопольд, всегда норовлю встрять со своим «Ребята, давайте жить дружно!». Пытаюсь примирить непримиримое, фактически скрывая свои собственные мысли и чувства – ведь «хорошие девочки» не критикуют и не обвиняют других. Зато, как выяснилось, они их учат жить.
С алкоголиком у меня уже иногда получается останавливать себя от таких поучений. Но, оказывается, надо быть бдительной к себе и в других ситуациях.
Благодарна за возможность проговорить это здесь.
Toby
"Кризис жанра"
Я чувствую себя алкоголиком, побежденным бутылкой. Моя «бутылка» - это интернет, просмотр фильмов до ночи и до одурения, бесконечное прокручивание новостей и всякой глупой, ненужной мне информации.
Когда муж дома, я не могу себе это позволить, приходится что-то делать по дому, хотя бы изображать работу. А когда остаюсь одна, как сейчас, например (муж в отъезде), то просто не могу остановиться. С утра молюсь, прошу у Бога помощи, какое-то время еще занимаюсь какими-то делами по дому, потом сажусь за компьютер и понеслось… Например, я плохо переношу, когда я одна ем (обедаю, ужинаю) за столом – мне нужно одновременно смотреть ТВ или фильмы в интернете (в детстве в таких случаях я за едой читала книгу). Но начав с одной серии, я смотрю следующую, а потом еще одну и т.д.. А потом, вместо того, чтобы выключить компьютер, я начинаю крутить новости или какие-нибудь статьи из Дзен. И это может продолжаться до двенадцати, часу ночи. Лучший вариант, если я под «сериалы» занимаюсь какой-нибудь швейной работой – хоть какая-то польза. Но могу и без всякого дела.
Потом, когда я все-таки выключаю компьютер, мне плохо. И стыдно, и физически (голова тяжелая, плохо засыпаю после этого, значит, мало сплю, и следующий день может пойти наперекосяк).
Мне стыдно перед собой, перед Богом. Перед другими людьми, занятыми важными и полезными делами. Я опять молюсь, прошу избавить меня от этой «заразы», но при этом могу одновременно прикидывать, какой сериал или фильм я буду смотреть на следующий день.
У меня нет настоящих внутренних мотивов, чтобы остановиться (ни стыд, ни ущерб здоровью не срабатывают). Только какие-то внешние причины: например, «грозный» муж или срочная и большая работа. Но работы (заданий) сейчас фактически нет (у нас на фирме кризис, и вообще непонятно, что дальше будет), домашние дела, которые удобно делать как раз в отсутствие мужа, я постоянно откладываю. У меня есть и чем заняться на компьютере (например, мои литературные опыты или разборка фотографий), я могу порисовать – но ничего этого не делаю. Я ушла от служения в Ал-Аноне, и здесь у меня пустота, и нет ни желания, ни куража чем-то заняться. Я время от времени посещаю скайп-собрания, но при этом слушаю кое-как, поскольку одновременно опять таки копаюсь в новостях, и после собраний даже не могу вспомнить, кто и что говорил и было ли там что-то важное для меня. Я могла бы ходить на живые группы (здоровье, в общем, сейчас позволяет), но мне неохота выходить из дома, опять таки нет куража.
В общем, я не справляюсь. И чувствую временами, что просто деградирую.
И сейчас пишу это не только, чтобы вынести на свет все это «болото», но и чтобы отвлечь себя и не вляпаться в какой-нибудь очередной сериал.
Спасибо!
День за днем в Ал-Аноне, стр. 161:
Какой замечательной станет моя жизнь, если я избавлюсь от столь естественного порыва оправдать свои поступки!"

Оправдать или объяснить? В чем разница и есть ли она в контексте семейной болезни алкоголизма?
Мне кажется, что я объясняю, почему я поступила так или иначе, а муж говорит, что я постоянно оправдываюсь.
Я начинаю анализировать свои мотивы. Иногда, да, я обнаруживаю другие причины, почему я ТАК сказала или сделала, нежели те, что я озвучила. Или и "другие причины" тоже - при желании я всегда могу откопать у себя ту или иную форму корысти или нечестности. Значит ли это, что я всегда оправдываюсь?
Рассуждаю вслух... Иногда мне помогает, если я разношу во времени критику и претензии мужа и мои объяснения по поводу причины его недовольства. Возможно, потому что я за это время успеваю "отделить зерно от плевел". Да и муж успевает слегка успокоиться.
Но есть ли все-таки что-то, что может помочь различить? Мне хотелось бы это понять, т.к. обвинение в самооправдании просто сбивает меня с ног, и я уже не могу соображать (какое-то время)...
Типичная ситуация… Вечером, усталая, я делаю сразу два дела (причем одно дело «привязано» к плите, а значит нужен постоянный контроль, чтобы не подгорело) – их и правда надо делать именно сегодня, а не завтра. Я устала, напряжена, озабочена. Муж задает какой-то вопрос, который, с моей точки зрения, неважен. Точнее, неважен именно сейчас, его вполне можно отложить на потом, когда я закончу дела или даже на завтра. Отвечать, объяснять нет ни сил, ни времени. И я огрызаюсь в стиле «Отстань! Потом… Не до тебя…». Муж реагирует, как он обыкновенно на мои огрызания – раздражением, гневом и обвинением в «разных вещах». Я, конечно, обижена. И в голове возмущение: «Посмотри на себя! Как ты сам злишься, когда я отвлекаю тебя разными вопросами, когда ты занят чем-то, что ты считаешь в этот момент важным и неотложным?! Меня это тоже задевает, но я же не обвиняю…». Моя тоже обыкновенная реакция: «Сам дурак!». И все это – и моя реакция, и его – мне ужасно не нравятся.
Но в этот раз что-то щелкнуло , и я задумалась о ситуации. Ведь это я мужу говорю (пусть и мысленно): «Начни с себя!». Вместо того, чтобы говорить это себе самой. Если я не хочу, чтобы со мной так поступали, мне надо и самой так не поступать. Я жду, что кто-то начнет первым, изменит свое поведение, а затем и я подтянусь. Но почему этот «кто-то» не я сама? И не для того, чтобы показать всему человечеству (ну, и мужу, конечно), как НАДО и какая Я, а просто для себя, для своего душевного покоя?
Я не знаю пока, что получится из этих моих размышлений. Возможно, я забуду это уже завтра и при повторении ситуации среагирую обычным образом. А так хочется по-другому…
Мысль, которая часто повторяется в литературе Ал-Анона (да и не только там, конечно), и которую мне по-прежнему, трудно принять:
Бог меня любит!
Любит и в хорошие мои дни и в плохие, и когда я "хорошая", и когда "плохая". И когда совершаю оплошности, ошибки, когда сижу по уши в саможалости и обидах, когда занята только собой и своим, забывая о других. Когда защищаюсь и сражаюсь, отстаивая "свою" правду. Когда слышу от другого человека в свой адрес обвинения и больные слова, которые ранят меня, и не знаю, куда мне деться от этого. Когда хочу не быть, исчезнуть. Когда мысли двоятся и сама я "двоюсь", когда хочется "рвать и метать". Когда полна тщеславием и превозношением от собственной исключительности и от того, какие "мудрые" слова я тут пишу... Когда теряю уверенность и в себе, и в Боге. Когда вовсе не думаю, не вспоминаю о Нём и Его любви ко мне, ко всем...
Но эта мысль что-то меняет во мне - даже, когда я ей не верю...
Болезнь скручивает алкоголика (даже трезвого) - и даже может убить его, вне зависимости от того, буду я с ним рядом или уйду из его жизни.
Чтобы сделать этот вывод (в который уже раз!!!!), мне надо было прожить много часов (даже дней) моего собственного срыва и безумия, барахтанья в изматывающем болоте страхов, чувства вины. сопротивления, попыток понять то, что понять мне невозможно, усилий заставить себя чувствовать и думать в унисон с алкоголиком (т.е. его болезнью), цепляния за слова, умирания от произнесенных слов, самообвинений и самооправданий, естественно, обвинений алкоголика в том, что он, ну, никак не хочет понять и принять то, о чем я уже по которому кругу говорю и говорю...
И даже сейчас, когда я, кажется, доползла, наконец, до этого вывода, во мне все равно копошатся сомнения, что я что-то еще могу с собой сделать, чтобы не было этих жутких срывов, что я что-то такое не хочу в себе видеть и уклоняюсь от того, что ждет от меня Бог.
И то, что сейчас со мной, это еще не душевный покой - это, скорее, защитное бесчувствие, чтобы снова не вляпаться в это болото.
Toby
Обещания программы
В который раз обдумывала формулировки Шагов, и поняла, что в программе Ал-Анона (если взять только формулировки Шагов) нет никаких обещаний. Никаких гарантий. Никто мне ничего не обещает...
Ни во Втором Шаге: Бог может вернуть здравомыслие, т.е. это в Его силах, но может и не вернуть, не захотеть. Ни в Третьем Шаге: я решаю препоручить Богу свою волю и свою жизнь, но разве там говорится, что Бог обязательно возьмется руководить моей волей и моей жизнью? Ни в Шестом, ни в Седьмом я тоже не слышу обещания, что Бог обязательно включится в процесс - это я готовлю себя, чтобы Бог мог начать меня менять, и прошу Его об этом, и ни слова о том, что Бог возьмется за это нелегкое дело. И дальше - то же...
И только в Двенадцатом Шаге я слышу: "достигнув духовного пробуждения...". Единственное обещание.
Не знаю, как бы я отреагировала, если бы сделала это свое "открытие" в самом начале моей жизни в Ал-Аноне. Впрочем, тогда я сама плохо представляла, что именно я жду от программы - мне надо было просто выжить, хоть как-то. А сейчас мне кажется, что это единственное обещание стоит всего остального.